В наши дни Петергоф — это всемирно известный дворцово-парковый ансамбль, входящий в число важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга и России. Между тем, еще до начала XVIII века на его месте находилось лишь несколько финских деревень. Впервые слово «Петергоф» прозвучало в походном журнале Петра I в 1705 году (с голландского Peterhof — Петров двор). Царь рассматривал эту местность как «путевой двор» и пристань для переправы на остров Котлин.
К 1714 году у Петра возник замысел создания роскошной загородной резиденции, не уступающей французскому Версалю. Комплекс великолепных сооружений должен был прославлять могущество России, которая только что победила Швецию и завершила борьбу за выход к Балтийскому морю.
Для реализации этой затеи строительство было начато в расположенном неподалеку поселке Стрельна, но впоследствии оказалось, что рельеф местности и множество подземных ключей позволяют создать более высокие фонтаны в Петергофе, и работы были перенесены туда. Для участия в строительстве были приглашены лучшие специалисты Европы. Однако сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах показывают, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений принадлежат самому Петру I.
Торжественное открытие резиденции состоялось в 1723 году: к этому времени здесь был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал и действовала часть фонтанов; на каскадах, террасах и аллеях стояли статуи, вазы и бюсты. Уже тогда красота «Петрова двора» изумляла посетителей, но новый виток строительства, который начала преемница Петра, императрица Анна Иоанновна, вывел Петергоф в число крупнейших дворцово-парковых ансамблей мира.
Современный Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых комплексов, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке; Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александровский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века. Петергоф часто сравнивают с Версалем (замысел царя удался), но многие искусствоведы считают, что это — не верное сравнение. Западноевропейские дворцово-парковые ансамбли континентальны, а Петергоф рожден романтикой моря и гармонично вписывается в живописную акваторию.
Одним из наиболее знаковых сооружений Петергофа является «Самсон» — центральный фонтан со струей, бьющей вверх на 21 метр. По первоначальному замыслу, в центре Большого каскада фонтанов должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву.
Фонтан-монумент был установлен в 1735 году в честь 25-летия исторической победы русской армии над шведами при Полтаве (Полтавская битва), одержанной 27 июня 1709 года в день св. Сампсония Странноприимца. Именно этим объясняется замена Геракла на Самсона, а лев связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны.
Фонтан сильно пострадал в ходе Второй мировой войны; оригинальная статуя была утрачена. Тот Самсон, которого мы можем видеть сейчас в числе достопримечательностей Петергофа, является копией, тщательно выполненной на основе архивных чертежей и фотографий.
Во время войны серьезно получили повреждения и другие достопримечательности Петергофа, в том числе Верхний сад, Нижний парк и система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор. Но заметить это сложно: в целом дворцово-парковый ансамбль восстановлен практически полностью, в чем вы можете убедиться сами с помощью наших панорам.
Фото Станислав Седов и Дмитрий Моисеенко
25.10.2013