Нашу поездку к монастырям Метеоры помогли организовать гостеприимные греки. Мы очень благодарны Яннису Яннакакису (Yiannis Yiannakakis), руководителю туристического агенства Athens Walking Tours. Отозвавшись на призыв о помощи в получении разрешений на съемку, он со своими коллегам не только поддержал нас в этом нелегком деле, получив официальное одобрение на все объекты, но и помогал нам в вопросах размещения, транспорта, логистике, взяв многие расходы на себя. Таких радушных хозяев мы не встречали еще ни в одной стране мира.
Более подробную информацию о наших гостеприимных гидах можно почитать тут и, если вы владеете греческим, тут.
Когда фотограф собирается на съемку в Грецию, ему сразу советуют посетить остров Санторини и Метеоры. И если на Санторини выбор места для съемки может быть очень сложным из-за бесконечных бело-голубых, желто-красных домиков, церквушек на скалах и лучших в Средиземноморье закатов, то с Метеорами все намного проще: шесть монастырей и две смотровых площадки с общим видом на долину сильно упрощают задачу.
Но эта легкость выбора сюжетов обманчива, погода в горах непредсказуема, а монастыри, построенные на вершинах вертикальных скал, рассыпаны точками по долине.
Шесть веков назад, а может и раньше, в поисках уединения для молитв, монахи стали обживать эту местность, селились в пещерах, строили духовные сооружения на верхушках недоступных каменных столбов. Да, там их действительно трудно было побеспокоить - сами люди забирались по веревочной лестнице или их поднимали в люльке, а строительные материалы и пища подавались наверх с помощью лебедки. Местность приходила в упадок, потом снова оживала, и в итоге из 24-х монастырей осталось 6 действующих, Красные черепичные крыши резко контрастировали с серым камнем окружающих скал, все это выглядело неприступно, но очень красиво, и впоследствии сыграло с монашеской республикой злую шутку. В наши дни автобус за автобусом с самого утра непрерывно подвозят туристов к воротам обителей монахов, некогда искавших уединения и покоя в горной местности...
Как снимать летающей камерой сами монастыри было понятно - это почти идеальные объекты съемки. Главной задачей было показать их «оторванность» от земли, «парение» среди скал. Мы вставали на рассвете, ждали заката, составляли расписание, когда и с какого угла на какой монастырь падает солнце утром или перед заходом за гору. И снимали-снимали-снимали.
Еще по прошлым визитам в Метеоры я знал, что съемки во внутренних помещениях монастырей почти везде запрещены. Однако красота фресок их церквей нас поразила настолько, что мы решили рискнуть и попытаться договориться. Вооружившись ноутбуком и фотографиями с сайта Airpano.ru, мы отправились по монастырям рассказывать кто мы такие, что делаем и почему нам надо разрешить съемки. Где-то нам отказали, где-то не оказалось на месте настоятеля, но в двух монастырях к нашим аргументам прислушались и позволили снимать церковные помещения. И если в мужском монастыре Святой Троицы с нами просто отправили монаха, чтобы присматривал, что и как мы снимаем, то про женский монастырь Святого Стефана хочу рассказать отдельно.
Настоятельница внимательно рассмотрела наш сайт, пригласила еще несколько монашек, показав им уже самостоятельно наши панорамы. Сестры рассказали, что уже обратили внимание на удивительный летательный аппарат, с которого мы накануне снимали их монастырь снаружи. Слава Богу, это было чистое любопытство. Посовещавшись, нам сообщили, что не возражают пустить нас внутрь с аппаратурой, но лучше всего снимать в обеденное время, когда монастырь закрывается для посещения, и нам никто не будет мешать.
Когда мы со Стасом пришли через пару часов, нас пропустили в уже запертые ворота. Я был готов приступить к съемке тут же, но нас снова пригласили к настоятельнице. С улыбкой она сообщила, что работать без обеда не стоит, и пригласила разделить с монахинями трапезу. Стол был накрыт скромно, блюда вегетарианские, но приготовлено все было с любовью. После вкусной еды работалось легко, и мы быстро закончили съемки. Увидев как и чем мы снимаем, нас попросили сделать отдельные кадры некоторых фресок специально для монастыря. На прощание нам подарили несколько книг о Метеоре и о росписях именно этой церкви. В очередной раз мы убедились насколько греки доброжелательны и гостеприимны. А от путешествия в Метеоры остались только приятные воспоминания.
А теперь расскажем несколько фактов о монастырях Метеоры.
Скальный комплекс Метеоры в Греции — это один из немногих памятников на планете, одновременно и рукотворных, и созданных природой. Это редкий случай, когда вмешательство человека не изменило пейзаж, а гармонично его дополнило.
Но обо всем по-порядку. На ровной поверхности Фессалийской равнины в Северной Греции возвышаются грандиозные скалы, достигающие 600 метров в высоту. Более 60 миллионов лет назад эта местность была каменистым дном доисторического моря, а затем, в результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные каменные столбы причудливых форм, как бы зависшие в воздухе.
Так они и зовутся: в переводе с греческого, Метеоры — «парящие в воздухе». Согласно преданию, еще задолго до X века на эти каменистые и неприступные вершины поднялись первые отшельники. Они жили в пещерах и в скальных углублениях, а рядом для совместного совершения молитв и изучения духовных текстов основывали небольшие площадки — так называемые «молельные места». Однако для участия в богослужениях и церковных таинствах отшельникам приходилось спускаться к подножью гор, в город Стаги (ныне — Каламбака).
В течение нескольких веков Метеоры находились вдали от мирской суеты. Но в XIII веке в Фессалию начались вторжения крестоносцев, сербов, албанцев и турок. Некий монах Афанасий, изгнанный корсарами из Афонского монастыря, прибыл в Метеоры с целью создать новую хорошо организованную обитель. В 1334 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на «Платис Литос» — гигантскую скалу высотой 613 метров над уровнем моря и 413 метров над уровнем городка Каламбака.
С этого момента здесь началось поистине титаническое дело: возведение монастырских сооружений. В расщелины скал были встроены сплошные леса из брусьев, по которым наверх поднимались строительные материалы. По окончании работ леса уже были не нужны: они были разобраны или сами развалились от времени, а монахи и посетители попадали в обитель только по навесным деревянным лестницам. Использовался и такой «экзотический» способ передвижения, как подъем людей в в специальных сетках при помощи монахов. Такой путь занимал более получаса, а сети иногда рвались. Зато это служило и надежной защитой не только для обитателей монастыря, но и для местных жителей, которые укрывались в стенах обители во время войн.
Только к 20-м годам XX века наверх были проложены дороги и сделаны каменные ступени, но это, по сути, сыграло для Метеор недобрую шутку. В годы Второй мировой войны и Гражданской войны в Греции (1946-1949) обитель была разграблена. Однако уже в первые послевоенные годы началось восстановление монастырской жизни и, одновременно, помимо паломников сюда начали стекаться тысячи туристов.
И хотя из 24 монастырей, существовавших в период расцвета Метеор, сейчас работает только шесть — и здесь есть на что посмотреть. Каждый из монастырских комплексов является памятником истории и архитектуры. Все здания встроены в скалы, не нарушая их великолепия, и каждый притом не похож на другой. Например, монастырь святого Николая Анапавсаса возведен на небольшой скале; ее ограниченная площадь вынудила монахов разместить храмы, кельи и подсобные постройки на нескольких уровнях, что создает впечатление лабиринта. Кроме того, несмотря на утраты военного времени, в Метеорах сохранились редкие иконы, фрески и другие реликвии.
С 1988 года монастырский комплекс «Метеоры» входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и с тех пор здесь бывает все больше и больше туристов. А рассмотреть эти удитвительные места без суеты можно с помощью наших панорам.
Текст и фото: Стас Седов, Дмитрий Моисеенко и Михаил Рейфман
09.06.2014