Рассказ о Варанаси мы начнем с культурно-исторической справки о городе. Далее представляем вашему вниманию личные впечатления фотографов Дмитрия Моисеенко и Стаса Седова, отправившихся в Индию для съемки данного виртуального тура.
Древний город Варанаси — одна из наиболее интересных достопримечательностей Индии и едва ли не самая уникальная. Славу ему создают не столько архитектурные памятники, сколько история и значение города для индуизма.
Он столь же важен для индусов, как Ватикан для католиков или Мекка для мусульман. Согласно легендам, Варанаси был основан богом Шива около 5 тысяч лет назад; в индуистской космологии город характеризуется как «центр Земли», а основная религиозная активность здесь связана с ритуальными ступенчатыми сооружениями — гхатами.
Индуисты считают их «божественной космической дорогой». Их можно встретить и в других городах, лежащих возле священных рек Индии, однако именно в Варанаси, вдоль левого берега Ганга, находятся самые известные в индуизме гхаты. Помимо ритуального омовения, гхаты служат местом ритуальных похорон с последующей кремацией тел.
Всего в Варанаси — 84 гхата. С их ступеней омовение в водах Ганга ежедневно совершают более десятка тысяч людей. Настоящее ритуальное жертвоприношение каждый вечер проводят на Дасашвамедх-гхате, а на Маникарника-гхате на протяжении многих столетий не потухает огонь для ритуальной кремации. Ради всего этого в город прибывают индуисты со всех концов страны, а многочисленные туристы с удивлением наблюдают за захватывающими и яркими (в прямом смысле слова) церемониями.
Среди других достопримечательностей Варанаси — около 23 тысяч индуистских храмов. Но все они построены сравнительно поздно, поскольку древние храмы в ходе различных военных конфликтов прошлого были разорены и уничтожены.
Самым известным индуистским культовым сооружением является храм Каши Вишванатх («Золотой храм») в городском районе Годолия, кровля которого в 1835 году была покрыта 820 килограммами чистого золота. Известен также храм богини Дурги, построенный в XVIII веке, а на Лалита-гхате, находящемся под покровительством королевской семьи Непала, расположен единственный в Варанаси деревянный храм в непальском стиле по образцу храма Пашупатинатх в Катманду. Для его создания из Непала в Индию была привезена древесина ценных пород.
Есть в городе и христианские церкви, и мечети, а для буддизма эта местность вообще имеет особенное значение: считается, что в пригороде Варанаси, Сарнатхе, Будда прочел свою первую после просветления проповедь. Сейчас Сарнатх является местом паломничества буддистов со всего мира, здесь отстроены многочисленные буддийские храмы и монастыри.
Интересно, что к достопримечательностям Варанаси можно отнести не только архитектурные религиозные памятники. Здесь был изобретен знаменитый «бенаресский шелк» — один из лучших по качеству во всей Индии. Для него характерны необыкновенно замысловатые узоры, выполненные золотыми и серебряными нитями. На сари из бенаресского шелка — огромный спрос, поэтому в городе и его окрестностях работает множество фабрик, на которых трудятся десятки тысяч человек.
А если добавить, что Варанаси также является важным образовательным центром Индии — «портрет» древнего города заиграет совсем другими красками. Это, действительно, уникальная смесь древности и современности, ритуалов и прогресса, смерти и жизни. Надеемся, что нам удалось передать эту удивительную атмосферу с помощью панорам.
Рассказывает Дмитрий Моисеенко:
В мире есть несколько городов, обладающих странной аурой. Для меня все они почему-то расположены в Азии. Это места, по приезду в которые «срывает крышу», меняется мироощущение, все «западные» привычки и воззрения перестают работать. Эти места — как другая планета, где все неприемлемо или прекрасно, где, вроде бы, те же люди, но мы словно из разных галактик. Это не хорошо и не плохо, это просто факт из моего опыта.
Впервые я испытал это ощущение в Катманду, второй раз меня «накрыло» в Ангкоре, и третьим местом стал индийский Варанаси. В эти места хочется возвращаться. В Катманду я бывал раз пять, в Ангкоре — три, Варанаси пока посетил только дважды, и значит — все еще впереди.
Чем очаровывает этот город, сложно выразить словами. Все здесь устроено так, что белому человеку должно стать неуютно и страшно. Это и вправду «город мертвых» — и не только потому, что на набережных горят костры (здесь 24 часа в сутки сжигают трупы, свезенные со всей Индии). В довершение мрачной картины, по реке проплывают полусгнившие останки домашних животных и людей, которых по определенным причинам нельзя предавать «очищению огнем».
Но и это — не главное. Главное то, что сюда приезжают умирать. Каменные ступени, множество храмов и ритуальные места для кремации — гхаты, растянувшиеся на 5 километров береговой линии, для многих становятся просто местом ожидания смерти, и это ожидание тянется порою годы и даже целые десятилетия... Индуисты верят, что если человек умер в Варанаси и был кремирован на берегу Ганга — процесс перерождений останавливается, душа достигает блаженства и уже не вернется в материальный мир. Город пропитан этой энергией смерти и ее ожидания, но она не несет в себе негатива.
Наоборот — в воздухе разлито ожидание счастья. Это живой город. Более миллиона жителей, храмы и гостиницы, узкие улочки, по которым протискиваюсь к реке, переступая через коровьи «лепешки» и уворачиваясь от мопедистов... Здесь все, вроде бы, всё знают, но «проводник» ведет меня с багажом целый час, и в итоге мы приходим не туда... Запахи нечистот, гашиша и благовоний преследуют меня в лабиринтах улиц. И все это вмиг остается на тысячу миль позади, когда я выхожу на берег. Над рекой не то смог, не то дым, не то туман. Пространство пронизано голосами и молитвами; кто-то совершает огненный очистительный ритуал пуджа; аскеты медитируют над прахом, а кто-то стирает и чистит зубы водой из Ганга. По каменным ступеням медленно прогуливаются коровы, а лодки, забитые индусами, с важными, непонятными мне целями, передвигаются вверх и вниз по течению... Вечером гхаты освещаются прожекторами и ритуальными кострами. Звучит громкая музыка, кто-то танцует, народу на ступенях в десятки раз больше, чем днем... может они вообще не спят? А я засыпаю под звуки ситаров и пронзительные песнопения...
Рассвет. Я выхожу на крышу гостевого дома. Багровый диск солнца едва угадывается в дымке над абсолютно пустым противоположным берегом реки: ни одного строения, только песок. Я смотрю вниз, на наш берег — там жизнь. Взгляд вдаль — там пустыня, смерть. И только тонкая полоска великой реки разделяет эти пространства...
Рассказывает Стас Седов:
Для меня Индия оказалась пока самой интересной страной из всех, посещенных за съемочную карьеру в проекте AirPano.ru. Когда начинаешь рассказывать друзьям про Индию, то практически всегда спрашивают про запах. В целом по Индии я не сказал бы, что все так уж ужасно. Есть вполне приличные места — например, в Дели. Но Варанаси все-таки выбивается на фоне остальной страны. На мой любительский взгляд, запах в Варанаси — это, наверное, запах всей Индии в квадрате.
Передать словами сложно, но попробую: представьте, что в старом тесном городке, практически без канализации, все отходы стекают в речку по открытым канавам. По улицам бродят коровы и козы. Народ на берегу тоже особо не стесняется справлять свои надобности прямо там, где прихватит. И все это благовоние щедро сдобрено сладковатым ароматом сжигаемых в крематориях тел.
Европейцам категорически не рекомендуется купаться в Ганге. Я наслушался на эту тему массу поучительных историй про то, что можно подцепить в местных водах, поэтому особых позывов не было. Странно было другое — довольно быстро, буквально через несколько часов после приезда в город, я перестал ощущать запах фекалий, стекающих в реку. Не знаю, что подействовало: свежий ветер с противоположного, незастроенного берега, или просто мозг ушел в перезагрузку и отключил рецепторы — но те несколько дней, что мы с Димой Моисеенко снимали Варанаси, зловоние не беспокоило абсолютно.
Был только один неприятный момент: лодочник, который возил нас по реке во время съемок, рассказывая о своей жизни и пожевывая кат (это легкое наркотическое растение, которое индийцы традиционно жуют по несколько часов), в какой-то момент сплюнул за борт и, зачерпнув рукой воды из реки, прополоскал рот. Буквально за несколько минут до этого я видел в воде очередной ритуальный сверток с трупом какого-то животного, поэтому меня тут же чуть не вывернуло...
Помимо омовений в Ганге, есть еще один очень важный для местных аспект жизни города. Это ритуальные сожжения умерших в крематориях, расположенных на берегу реки. Англичане после колонизации пытались искоренить этот обычай, однако полностью им этого сделать не удалось. Естественно, мы не могли не попробовать снять с воздуха один из действующих крематориев.
Надо сказать, что туристам наблюдать за кремацией можно, но делать фотографии не разрешается. Однако мы смогли договориться с работниками крематория. Правда, наш лодочник был совершенно не в восторге от этой идеи, и после небольшой фехтовальной дуэли с Димой на веслах нам пришлось с лодочником расстаться. Воздушную съемку производили уже с берега.