Историю про посещение Австралии я начну, как ни странно, с Эфиопии.
Некоторые считают, что проводить зиму в Москве как-то некомфортно, и стремятся поскорее выбраться из наших морозов под пальмы или на песочек. Фотографы тоже мерзнут, и тоже мечтают согреться. Поэтому поездка в Эфиопию в начале января показалась мне хорошей альтернативой стандартному катанию на горных лыжах.
По прилету в Аддис-Абебу все было прилично: за окном аэропорта +10, потом еще один перелет, потом 8 часов на машине. И вот мы в соляной пустыне. Подозрительно жарко, явно за 30 градусов. Если не за 40... Жду захода солнца. Оно садится, но жара не спадает, пот градом... Я начинаю интересоваться что же это за место? Да, объясняют, это «депрессия», –140 метров под уровнем моря. Сейчас прохлада, а вот летом — за 50 по Цельсию... Ветерок иногда налетает, но с ним и пыль, надеюсь, охладиться под кондиционером нашего джипа.
Не тут-то было: он обдувает меня облаком пыли, но прохладу не несет. Днем на солнце начинаю вскипать. Выяснилось, что тут нам предстоит провести 4 дня. Спасли меня две вещи: ежечасное вымачивание майки и кепки в воде, что приносило 20 минут прохлады, и бутылка холодной кока-колы, купленная в местном магазинчике. Такого вкусного напитка я никогда не пробовал в своей жизни!
Ну а как же Австралия? Добравшись наконец до приличного отеля с интернетом, я открываю новости и вижу заголовок: «Аномальная жара в Австралии», и там что-то про +46 в Сиднее и +52 градуса в Мельбурне. А у меня уже куплены билеты на Большой Барьерный риф (далее — ББР), то есть в ту часть пятого континента, что ближе всего к экватору.
Вот тут-то я понял, какая такая зима мне предстоит... Поэтому не мудрено, что всю неделю в Москве между Эфиопией и вылетом в сторону Австралии я реально наслаждался холодом.
Итак, в Австралии лето. Спешившись в Кэрнсе, я обнаружил, что хотя мой отель смотрит на океан — вернее, на Коралловое море — на пляже абсолютно пусто. Выяснилось, что лето — это антисезон. Море прогревается так, что вся прибрежная полоса воды оказывается оккупирована какой-то вредной медузой, и купаться строго-настрого запрещено.
Жара стояла слабо выносимая, +38, к тому же — стопроцентная влажность, но кондиционеры в автомобиле и в номере, в отличие от Эфиопии, работали исправно. Рискнув все-таки прогуляться по набережной в направлении ресторанов, я, естественно, взмок, но не было удушающего ощущения, что я на «подводной лодке» и мне некуда деться. Зайдя в любой магазин, можно получить заряд прохлады. Плюс эфиопская закалка как-то сказалась на организме, и он терпел. Забегая вперед, скажу, что забираясь на вертолете на высоту полутора километров, я даже подмерзал у открытой двери...
Я люблю готовить поездки заранее. Недели за две до появления в Австралии я разослал письма во множество вертолетных компаний, предлагающих полеты над ББР. Дружное молчание было мне ответом. Я удивился, привыкший к быстрой реакции. Ничего, разберусь на месте, подумал я. И вот всего-то за день до самолета приходит первый ответ. А там извинения и ссылка на статью. Оказывается в пику жаре на юге, на север Австралии обрушился многодневный ливень, смывший башни операторов связи, и они неделю сидели на берегу без сотовых телефонов и интернета... И вот только получили мою почту. Но главное, что получили!
Городок Кэрнс считают «воротами» к ББР. В этом районе коралловые островки подходят максимально близко к побережью, и за полтора-два часа быстрой ходьбы катера можно оказаться рядом с прославленными дайверскими точками. Там, подальше в море, медуза почему-то не плавает.
Но моя задача — рассказать о красоте ББР сверху, с вертолета.
Вот тут-то и ждало меня разочарование. В первый же вылет, несмотря на восторженные предварительные описания, я не обнаружил чего-то мало-мальски интересного. Разве что крошечный песчаный островок 5 на 15 метров. Вот уж место, где можно ощутить себя на «необитаемом» острове. Правда, стоящий мирно на песке вертолет мешал 100-процентному погружению в фантазию.
По возвращении начальник вертолетной компании неожиданно пригласил меня в кабинет и начал рассказывать про вид на жительство в Австралии. Я долго не мог взять в толк, что же он хочет. В конце концов он спросил меня напрямую, не хочет ли кто из моих знакомых получить ВНЖ, инвестируя в экономику, а конкретно — купив его компанию. Я обещал поспрашивать. Но пока никто не откликнулся!
Пересмотрев съемки, я понял, что радости и удовлетворения не испытываю. И тут мой MacBook квакнул и выдал письмо от компании https://www.skysafari.com.au, находящейся в 80-ти километрах к северу, в Порт-Дугласе. И до них дошел интернет! Я тут же набрал указанный телефон, и меня заверили, что из Дугласа достижимы более симпатичные рифы ББР, а уж остров Ящерицы — так вообще жемчужина!
Утром я стоял у маленького вагончика в чистом поле, на котором все же был припаркован вертолет. Лететь пришлось дольше, но картинки внизу открывались поинтереснее, коралловые рифы извивались змейками, выстраивались в цепочки, а остров Ящерицы, на котором нам пришлось дозаправляться, действительно произвел впечатление.
На обратном пути, уже в закатное время, пилот вдруг свернул в горы, покрутился над водопадом и неожиданно полетел к большому облаку. На мой вопрос он ответил, что хочет показать мне радугу, которая образуется вокруг тени веролета, спроецированного на облако.
Радуга была, но слабая, запечатлеть ее не удалось — камера отказалась наводить фокус на облаке, момент был упущен... После приземления, быстро проглядев снимки, я уже готов был признать, что ББР отснят, как мой взгляд упал на красивую фотографию на стене вагончика: там был снят коралловый островок, удивительно похожий на сердце. Спросив, не Фотошоп ли это, я получил ответ, что такой риф существует, правда в 400-х километрах южнее, и лететь к нему от берега не меньше часа. Тур явно получался неполным без «сердечка», и на следующий день я отправился в городок Эрли-Бич.
Остановившись в прибрежном отеле, я наконец понял, как австралийцы обманывают медуз: в 10-ти метрах от пляжа был вырыт шикарный бассейн, где совершенно безопасно можно было купаться в морской водичке. Город был оккупирован молодежью; в отличие от Кэрнса и Порт-Дугласа, всю ночь работал пяток ночных клубов, и группки девочек на каблуках фланировали из одного в другой по главной улице. С группками мальчиков, конечно.
На следующее утро я вылетел к «Heart Reef». По пути оказалось еще несколько интересных островов, но один произвел на меня самое сильное впечатление, пожалуй, за всю поездку: Whitsunday Island. Остров большой, но необитаемый, и является Национальным парком. Белый сахарный песок, склонившиеся пальмы — и вот подо мной потрясающий Whitsunday beach — многокилометровый пляж, признанный красивейшим пляжем Австралии. Попасть туда можно только на яхте, или, как я, на вертолете.
Примыкает к пляжу живописный «инлет» — как бы русло реки, во время прилива наполняющееся водой из моря, с которой туда попадают всяческие скаты и прочие акулы, а во время отлива — мельчающее до песчаных отмелей.
Пришлось затормозить вертолет и отснять это чудесное место. Еще минут 40 полета — и я у «сердца». Да, этот риф стоил пары дней, что потрачены, чтобы до него добраться. Я снимал его и с большой высоты, и с маленькой, на телевик и на ширик, пока пилот не предупредил об истекающем запасе горючего.
На обратном пути мы присели на Whitsunday beach, со мной был шезлонг и бутылка шампанского. Я долго его потягивал из бокала, глядя на бирюзовое Коралловое море уже в закатных лучах солнца. Жаль, разделить восторг от «сердца», заката, белого песочка было не с кем.
Удивительное дело — никакой жары в тот момент не ощущалось, и возвращаться к наслаждению холодом совсем не хотелось...
А теперь хотим предложить вашему внимание несколько фактов о Большом Барьерном рифе.
Большой Барьерный риф, расположенный на востоке от Австралии — одно из величайших чудес природы. Его территория в общей сложности занимает 344 400 квадратных километров, протянувшись вдоль побережья на 2500 километров. Это самая большая коралловая экосистема на нашей планете и крупнейший природный объект, образованный живыми организмами.
Сейчас в это сложно поверить, но большую часть своей геологической истории ныне жаркая Австралия была слишком холодной, чтобы в ее прибрежных водах могли существовать кораллы. Дело в том, что в течение многих тысячелетий она была частью Антарктиды. Перемещение Австралии в тропики произошло 65 миллионов лет назад, совпав с подъемом уровня моря, что и привело к возникновению возле ее северо-восточного побережья условий, при которых могут расти коралловые рифы.
Возраст большей части Барьерного рифа не превышает 400 000 лет — в остальное время уровень моря был слишком низким. Самые молодые его участки сформировались за последние 200 лет, а наиболее интенсивный рост происходил в последние 8000 лет, одновременно с повышением уровня Мирового океана.
Основная часть рифа — это свыше 2900 отдельных рифов самых разных размеров, от 0,01 квадратного километра — до 100 квадратных километров. Самые молодые рифы расположены на вершинах старых, на средней глубине 15-20 метров. На поверхности воды можно увидеть лишь малую часть кораллов — и то во время отливов, а для того, чтобы насладиться более подробной картиной, придется погрузиться в теплые воды Тихого океана.
Рифы окружены 540 барьерами, образующими более чем 600 прибрежных островов, а между ними и побережьем находится достаточно мелководная лагуна. Здесь обитает около четырех сотен видов кораллов, окрашенных в самые разные цвета: это и всевозможные оттенки красного, и желтый, и коричневый, и сиреневый, и даже черный. Большой Барьерный риф в Австралии — дом для 1500 видов морских рыб и 500 видов рифовых рыб; в их числе — китовая акула: крупнейшая рыба в мире. В водах вокруг рифа живет нескольких видов китов, дельфинов и морских черепах, а о многообразии креветок, омаров и прочих мелких представителей фауны и говорить не приходится. И, наконец, риф дает убежище более чем 240 видам птиц. Не удивительно, что этот гигантский комплекс прекрасно просматривается из космоса.
И хотя люди начали использовать коралловые острова Большого Барьерного рифа около 40 000 лет назад, после появления в Австралии предков нынешних аборигенов — западной цивилизации этот памятник природы не был известен достаточно долго. В 1770 году здесь потерпел кораблекрушение знаменитый мореплаватель Джеймс Кук; многие другие суда, приплывавшие сюда впоследствии, также не были удачливы. Первым человеком, сумевшим пройти на корабле вдоль всего Барьерного рифа со стороны суши, стал в 1815 году Чарлз Джеффрис. А полностью безопасным этот маршрут стал только в 1980-е годы, после того, как была подробно исследована и нанесена на карту основная часть этого архипелага.
Около двух миллионов туристов ежегодно посещают Большой Барьерный риф в Австралии. Но несмотря на то, что правительство страны установило множество ограничений, направленных на защиту экосистемы корраллового комплекса — он неминуемо разрушается. Помимо вреда, причиняемого человеком (например, разливы нефти из проходящих мимо судов, или даже лосьоны для загара, растворяющиеся в воде после купания туристов), страдает Большой Барьерный риф и от опасностей, созданных самой природой.
Это, в частности, так называемое выцветание, при котором кораллы очень быстро и в огромном количестве умирают. Происходит это из-за глобального потепления, которое влияет на температуру воды, притом не только в Австралии, но и по всему миру. Огромный урон хрупкому равновесию коралловых рифов также наносят тропические ураганы. А едва ли не самым заклятым врагом являются морские звезды «Терновый венец» (Acanthaster planci), достигающие до полуметра в размерах. Питаются они именно коралловыми полипами. Наиболее разрушительным временем были 80-е годы прошлого столетия, когда эти иглокожие хищники вызвали на Большом Барьерном рифе в Австралии сильнейшие опустошения.
По данным исследования, опубликованного в октябре 2012 года Национальной академией наук США, Большой Барьерный риф с 1985 года потерял более половины коралловых полипов, образующих его структуру! Жаль, что мы не сняли панораму ранее, но и теперь Большой Барьерный риф, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является одним из наиболее впечатляющих памятников природы не только Австралии, но и всей планеты. Убедитесь в этом сами с помощью наших панорам!
Фото и текст: Дмитрий Моисеенко
06.05.2013