Статьи / Техника съемки сферической стерео панорамы
Мы сделали множество сферических панорам в различных уголках земного шара, порой сложных и уникальных, позволяющих зрителю побывать в самых интересных местах нашей планеты, а также посмотреть достопримечательности с самых невероятных ракурсов, которые ранее были просто недоступны. Однако оставалась нерешенной очень сложная задача - передать объёмность изображения на сферической панораме.
На одной из панорам, снятых с комплекса Москва-Сити, мы смогли воссоздать эффект стерео изображения с помощью фотошопа, так называемый "псевдо-анаглиф". Однако нам хотелось снять истинное стерео. Как известно, для того чтобы передать объёмность изображения, потребуется использовать параллакс. То есть смотреть на предмет с двух точек. У человека функция объемного зрения реализуется с помощью двух глаз. В силу небольшого расстояния между глазами, в среднем около 60 мм, человек хорошо определяет расстояние до объектов и различает объём предметов на небольшом расстоянии. Далее нескольких десятков метров, всё становится "более плоским", и расстояние мы определяем косвенно, сопоставляя его с размерами известных предметов. Именно поэтому в пустыне или в степи расстояние определить на глаз очень сложно.
Но в процессе съёмки и сборки сферической панорамы параллакс - это злейший враг фотографа. С одной стороны для получения объема нам нужен параллакс, а с другой стороны - это наш враг. Два взаимоисключающих условия. И тем не менее нам удалось решить эту казалось бы неразрешимую задачу.
Прежде всего нужно понять, что существуют некоторые ограничения. При съёмке пары стерео изображений R и L (Left, Right - Левый Правый) невозможно качественно совместить зенит и надир. На рисунке наглядно видно, что у надира и зенита просто нет пары, а значит стерео эффекта ни в надире, ни в зените получить просто не удастся.
Очевидно, что после съемок нам придётся стыковать в надире и зените R и L а также L и R соответственно. Подумав, мы решили пойти по простому пути и вставить надир от одной панорамы в другую. Для случая с ровной поверхностью это просто идеальный вариант. Зенит, как правило - это небо, и его можно рассматривать как дальний план, т.е. параллакс в зените отсутствует . Для надира необходимо выбирать ровную поверхность.
Осталось решить проблему - как снимать с двух точек с параллаксом, необходимым для получения стереоэффекта, и одновременно стыковать изображения зенита и надира, где параллакс мешает.
Здесь нам помогла школьная математика. При вычислении длины окружности можно с достаточной степенью точности измерить длину коротких хорд. И чем выше число хорд, тем точнее измерение длины окружности.
Т.е можно снимать сферу, заведомо с параллаксом, но увеличив число изображений для "повышения точности".
На практике это происходит следующим образом. Снимаем первую серию для панорамы без параллакса. Сдвигаем головку для получения параллакса, причём штатив должен быть строго неподвижен! В данном случае, сдвигали головку вправо. Т.е. первая серия для цилиндра была обозначена L - левый глаз, а вторая, сдвинутая вправо R - правый глаз.
При сборке сначала собираем кадры из серии L, как обычную панораму, поскольку в ней нет параллакса. Добавляем серию R, и привязываем соответствующие изображения к серии L. Чем больше изображений - тем лучше.
В данном примере мы использовали сдвиг на 50 мм. Т.е. стерео эффект проявляется на расстояниях менее нескольких десятков метров. Сюжет лучше выбрать такой, в котором отсутствуют протяжённые предметы - так проще стыковать изображения с параллаксом.
Между съёмкой серии L и R проходит некоторое время, и облака могут "убежать". Лучше выбрать момент, когда на небе минимальное количество облаков, чтобы небо не менялось. Если же облака на небе присутствовали в момент съемки, то единственным решением проблемы мы видим использование неба из серии L в серии R. Поскольку небо - это дальний план, в котором параллакс почти не проявляется, то такая смена неба не повлияет на конечный результат.
Для просмотра стереоскопического изображения проще всего использовать анаглифное изображение. Два изображения с помощью бесплатной программы Z-Anaglyph собираются в одно.
Собственно и всё - панорама готова!
Для просмотра используются очки со стандартным "де факто" расположением светофильтров: для левого глаза - красный, для правого - сине-голубой (иногда зелёный), как показано на фотографии ниже:
Недостатки в передаче цвета при использовании такой технологии с лихвой окупаются простотой, дешевизной и доступностью.
Итак, если у вас уже есть очки, то можно начинать просмотр сферической стерео панорамы. Мы рекомендуем смотреть стерео панораму в высоком разрешении, либо, если у вас медленный интернет, то можно воспользоваться просмотром стерео панорамы в низком разрешении.
Фото и текст: Андрей Зубец