Каргополь, Архангельская область, Россия
На Русском Севере городов было гораздо меньше, чем в Центральной и Южной России, и Каргополь долгое время оставался единственным городом на территории вдоль реки Онеги до Белого моря. Густые леса и труднопроходимые болота, покрывавшие бóльшую часть этих земель, делали реки едва ли не единственными транспортными магистралями. Полноводная Онега была одной из таких магистралей, несмотря на пороги. Летом по воде, а зимой по льду с севера в центр России шли обозы с морской рыбой, солью, пушниной. Поэтому значение Каргополя как торгового, культурного, административного и экономического центра, расположенного на одной из крупнейших севернорусских рек, переоценить невозможно. Соответственно там развивались ремесла и искусства. В XVII веке в почти полностью деревянном городе было изрядное количество каменных церквей, из которых Христорождественский собор, построенный в 1552-1562 годах, — один из самых больших храмов того времени на Севере. Постепенная утрата Каргополем значения крупного торгового города началась с конца XVII — начала XVIII столетия, с развитием Архангельска. Последним этапом в этом процессе стало строительство в 1890-е годы железной дороги, соединяющей Москву с Архангельском. Дорогу проложили в стороне от Каргополя, и основные товарные потоки пошли по ней, минуя и Онегу, и Каргополь. Город остался центром уезда, а потом района, но уже не вернул себе прежнего величия.
Каргопольский район расположен на юго-западе Архангельской области. На западе он граничит с Республикой Карелия, на севере — с Плесецким районом, на востоке — с Няндомским, на юго-востоке — с Коношским, на юго-западе — с Вологодской областью. Административный и культурный центр — город Каргополь, стоящий фактически в центре района, в пяти километрах от озера Лаче, из которого вытекает река Онега.
Традиционная культура Каргопольского района сформировалась в уникальных социально-экономических и природных условиях и удивительным образом сохранилась до наших дней: исследователи отмечают сохранившиеся основные принципы традиционного сельского расселения, фиксируют сохранившиеся традиционные обряды и обычаи, особенный уклад жизни.
Расцвет Каргопольского края приходится на период XVI-XVIII веков: Каргополь был известен как крупный культурный и экономический центр, чему немало способствовала торговля мехом, рыбой, лесом и солью (каргопольцы получили право беспошлинной торговли), а также наличие реки Онеги — важной транспортной магистрали, связывавшей Каргополье с более северными, поморскими территориями. В 1588 году посол английской королевы даже включил Каргополь в список наиважнейших российских городов, наряду с Москвой.
Постепенный экономический упадок Каргополья связывают с обмелением Онеги, страшным пожаром 1765 года (город был практически уничтожен огнем, его возрождение стало возможно только при участии императрицы, пожертвовавшей на это значительную сумму). Железная дорога, проложенная в XIX веке, прошла более чем в 80 км от Каргополя, оставив его в стороне и превратив таким образом в труднодоступный «медвежий угол».
Все это так или иначе находит отражение в коллекции Каргопольского музея, которая рассказывает о сложившихся традициях и обычаях этого края, а также о временах его былого богатства (украшенные вышивкой и жемчугом предметы одежды и церковное облачение, рукописные и печатные книги, гравюры). Кроме того, на территории Каргопольского района сохранились уникальные образцы деревянного и каменного русского зодчества XVII-XIX веков: соборы и церкви, шатровые деревянные храмы и часовни — сейчас многие из них входят в состав музейных фондов.
Авторы фото: Стас Седов и Сергей Семенов
26.09.2014
Читать далее
Фотогалерея