360° Фото 360° Видео Фотогалерея Прайс-лист
EN 中文
Скрыть карту
Показать карту

Мир / Ближний Восток / Иордания / Древняя Петра, Иордания


Используйте мышь или клавиатуру для просмотра
Настройки
На старте
Показывать подсказки
Включить звук
Включить автовращение
Режим управления
Таскать
Крутить
Проекция
Нормальная
Архитектурная
Рыбий глаз
Стереографика
Маленькая планета
Тоннель
INFO: krpano 1.20.8 (build 2020-09-15)
INFO: HTML5/Desktop - WebGL
INFO: Registered to: AirPano
CLOSE
LAYERS
HOTSPOTS
PANO

Древняя Петра, Иордания

Петра — величие упадка

Дорога из городка была освещена в первую очередь полной Луной, и только во вторую — расставленными вдоль обочины фонариками. Я шел почти в полной тишине, не представляя, что ждет меня за очередным поворотом. Странные куполообразные скалы с вырезанными в толще камня пещерами, в которых стояли свечи, недружелюбно провожали меня горящими глазницами в охраняемый ими город мертвых. Тропа уткнулась в скалу и превратилась в узкий проход между вертикальными красными стенами. Луна уже ничего осветить не могла, и я шел по извилистому пути, долго и молча, сопровождаемый лишь тусклым светом расставленных вдоль дорожки фонариков, дуновениями теплого ветра и шорохом ящериц. Неожиданно впереди забрезжил яркий свет, через несколько метров скалы расступились, и я вышел на площадь, заставленную свечами. В центре стоял человек, в белой одежде до пят. Он медленно поднял руки, и полилась музыка флейты. Она змеей растекалась по всему пространству, проникала в расщелины, отражалась от желто-красных скал и улетала к бесконечно-звездному небу. Величественное здание, на фоне которого стоял араб — Сокровищница Фараона — доминировало над окружающим пространством. Имей оно стены — его можно было бы принять его за античный греческий храм. Но стен не было. Прямо в скале с невероятной тщательностью были вырезаны фасад, колонны, портики, статуи, ступени, ведущие ко входу в темное внутреннее помещение... Яркое пламя сотен свечей растекалось над площадью. Казалось (а может, так оно и было), что я принимаю участие в древнем языческом ритуале...

Петра, Сокровищница

Петра... Так я вошел в Петру первый раз несколько лет назад...

Город, живущий в четырех измерениях. Вернее, живший... Сознание отказывается принимать, что подавляющее большинство захватывающих дух величественных скальных «дворцов» — всего лишь отдельные захоронения огромного, многовекового и многонационального некрополя. Так уж повелось в древности (и яркий пример этому — египетские Пирамиды), что погребальные сооружения создавались на тысячелетия, храмовые и культовые строения рассчитывались на века, бытовые же и жилые постройки — на срок, едва ограниченный человеческой жизнью, в лучшем случае жизнью рода.

Нет, Петра не создавалась именно как некрополь: здесь, в глубине скал, когда-то проживало до 20 000 человек, были рынки, бани, виллы с бассейнами, разветвленная система водопроводных каналов, театры, правительственные учреждения, сенат... Просто время и землетрясения, ветер и песок разрушили и скрыли все суетное.

Петра, Сокровищница

Когда думаешь о Петре, хочется ввести особое, «пятое» измерение, направленное в толщу скалы: описывать вырезанные за столетия в массиве горы комнаты, пещеры, складские помещения, алтари, жертвенники и обелиски в обычных геометрических терминах кажется нелепым.

Загадки истории

Все здесь дышит временем, тягучим, как каменные ступени к огромному алтарю на самой высокой скале Зибби-Аттуф, пропитанной кровью тысячелетних человеческих жертвоприношений богу солнца.  

Петра

Арабы, населяющие ныне Иорданию, с сомнением относятся к Ветхому Завету как к историческому документу, и в своих путеводителях начинают описание с момента расселения в Долине Моисея «трудолюбивого арабского племени набатеев» в IV веке до нашей эры. Чуть позже греки назовут эту местность «Петра», что означает «скала», «камень».

Источником богатства набатейцев, прежде всего, были пошлины с караванов, плата за их охрану и сопровождение, дань с соседних народов и разбойничий промысел. Их влияние простерлось от Синая до Дамаска, слухи о процветающем государстве привлекли внимание римлян. Завоевать Петру им поначалу не удавалось: слишком хорошо защищали город окружающие горы, и слишком легко было оборонять проход в город (называемый тогда Сик) шириной всего 2-5 метров среди 80-тиметровых отвесных скал. Но в 106-м году нашей эры набатейцы все же проиграли битву войскам императора Траяна.

Петра, Сокровищница ночью

Петра, уже римская, процветала еще пару веков, но в связи с развитием судоходства по Красному Морю город потерял свое значение, и римляне покинули его. Византийцы пришли в Петру уже во времена ее упадка, и несколько особенно значимых сооружений было оборудовано под христианские церкви.

Завоевание города арабами в VII веке не оставило особого культурно-исторического следа. Последние упоминания о Петре относятся к XI веку, периоду Иерусалимского Царства крестоносцев, развалины крепости которых находятся недалеко от Главного алтаря жертвоприношений.

С тех пор Петра как будто исчезла для всех с лица земли. Лишь легенды о несметных набатейских сокровищах, упрятанных где-то в мертвом городе в Иорданских горах, и охраняющих их кровожадных бедуинах, передавались из уст в уста...

Открыл Петру для нас, европейцев, швейцарский путешественник Иоханн Людвиг Буркхарт в 1812 году. Для этого ему понадобилось выучить арабский язык и изучить Коран. Внешне искатель приключений бы похож на мусульманина. Возможно, именно поэтому арабы согласились показать ему дорогу в скальный город. Найти проводника было непросто: все боялись идти в город мертвых, населенный, по мнению бедуинов, злыми духами. Проводник вел его для совершения жертвоприношения к мавзолею Аарона. Пройдя по скальному коридору и выйдя к высеченной в скале 40-метровой Сокровищнице, Буркхарт понял, что это и есть легендарная Петра, и от восхищения чуть не выдал себя, начав рассматривать великолепные сооружения. Проводник даже хотел убить его, но находчивость ученого спасла ему жизнь...

 

Каменный город, город в камне...

Те, кто побывал в Петре, согласятся, что одного дня достаточно, чтобы полюбить этот город и восхититься им, но и трех не хватит, чтобы пройтись по всем его тропам и осмотреть все его сооружения, от Сокровищницы, до огромного Монастыря Дэйр, вырубленного на вершине скалы. Ведь только набатейцы оставили в городе более 800 вырезанных в камне монументов.

Петра, город в скале

Вход в Петру идет через Сик — темное извилистое ущелье. Вдоль одной стены тянется километровый, вырезанный прямо в ней канал, по которому в Петру поступала вода из Источника Моисея. Древние архитекторы разработали для Петры сложную систему дамб, цистерн, водопроводов для сбора и удержания влаги в этой жаркой местности. На площадях били фонтаны, а знатные набатейцы и, впоследствии, римляне наслаждались солнцем у бассейнов, остатки которых раскопаны археологами... Представить это, глядя на совершенно безжизненные скалы под палящим иорданским солнцем, было невозможно.

Мимо проезжают маленькие повозки и спешат туристы, но лучше выходить к Сокровищнице Фараона медленно. Фасад этого красивейшего здания Петры сначала чуть появляется в просвете между скал, а затем с каждым метром открывается все больше и больше, пока не предстает сияющим на солнце во всем своем величии.

Сокровищница Фараона

Надо сказать, что названия памятников совсем не отражают их реального предназначения и содержания. Поскольку набатейцы не оставили плана города с наименованиями, арабы давали имена, основываясь на мифах, внешнем виде или просто догадках. Так и Сокровищница получила название на основе легенды о богатой добыче древнего фараона, которая была настолько тяжела, что замедляла путь его армии на восток; пришлось спрятать большую часть в скалах... На чаше, венчающей здание, видны следы пуль бедуинов, уверенных, что именно в ней и находится золото: надо только расколоть чашу, и на них прольется дождь драгоценностей...

За колоннами расположены двери во внутренние комнаты. Небольшие помещения, считается, служили усыпальницей великого набатейского царя Арепы IV, при котором город достиг своего расцвета, в том числе и в достижениях архитектуры. Поражает расцветка внутренних помещений: наплывы песчаника, от белого до бордового, как бы размазаны кистью природы по стенам усыпальницы. Фасад этого сооружения размером 30 метров в ширину и 43 метра в высоту вырезан из цельной скалы и украшен статуями набатейских богов и богинь. Сокровищница смотрит через площадь прямо на узкую щель Сика, и кажется, что Петра состоит единственного здания: вокруг видны только красно-розовые скалы. Но на самом деле сбоку от него есть проход, неожиданно расширяющийся за поворотом и превращающийся в просторную дорогу, ведущую к центру древнего города. По обеим сторонам высятся вырезанные в скалах фасады зданий, которые поражают своей монументальностью.

Улица Фасадов, Петра

Считается, что эта «Улица Фасадов» создавалась в эпоху ассирийского господства, и строители позаимствовали многие черты архитектуры у пришельцев с востока. Дорога выводит нас к огромному амфитеатру, встроенному, а точнее — вырезанному прямо в скале. Сосчитать количество мест мне не удалось; в путеводителях указывают от 3 до 7 тысяч. Изначально театр был построен набатейцами для ритуальных целей, а впоследствии расширен римлянами для грандиозных представлений, на которые собиралось полгорода.

Предназначение скальных сооружений точно не известно. Во многих бывших гробницах были позднее устроены жилища и храмы. Нет ответа на вопрос — были ли вообще все сооружения гробницами? Поэтому, описывая Петру, я буду употреблять устоявшиеся на сегодня термины, как принято в современной Иордании.

Гробницы Петра

Несколько дорог расходятся от Амфитеатра в разные стороны, и каждая ведет в свое время. Свернув направо, можно попасть к комплексу внушительных «Королевских Гробниц». Двигаясь на запад, мы увидим  развалины Храма Душары — верховного бога Набатеев. Это, наверное, единственное массивное строение, стоящее отдельно от скалы.

Затем тропа ведет к узкому ущелью с длинной (800 ступеней!) и крутой лестницей к Монастырю Ад-Дейр — крупнейшему сооружению Петры.

Чтобы пройти сквозь ущелье вверх, нам пришлось нанимать осликов; впрочем, выносливый путешественник сможет преодолеть этот путь и пешком. Сделанный в духе Сокровищницы, но с меньшей детализацией орнаментов и лишенный статуй, Монастырь Ад-Дейр заметно шире ее. Доподлинно известно, что в Византийские времена здесь размещалась христианская церковь, с тех пор закрепилось это название. По скалам можно взобраться на самый верх, к урне, чтобы оценить масштабы работы набатейских каменотесов и грандиозный вид на всю Долину Моисея. Путь отсюда — только назад, вниз...

Монастырь Ад-Дейр, Петра

Издали, от Монастыря, Королевские Гробницы кажутся небольшими на фоне скалы Джебель Кубта, из которой они, собственно, и вырезаны. Самая дальняя, датированная 126-м годом нашей эры — единственная гробница в Петре, на которой написано, кому она предназначалась: римскому губернатору провинции Аравия Секстиусу Флорентинусу (Sextius Florentinus). Если двигаться от нее в сторону Амфитеатра вдоль Стены Королей, можно осмотреть Дворец-Гробницу (Palace Tomb) с фасадом в виде римского храма, Коринтийскую гробницу (Corinthian Tomb), похожую на Сокровищницу, но сильно разрушенную временем и землетрясениями, а также сравнительно небольшую Шелковую Гробницу (Silk Tomb), стены которой расцвечены всеми оттенками желто-красно-серого песчаника и будто укрыты сверкающим на солнце шелковым покрывалом. Расположенная рядом Гробница Урн (Urn Tomb) по высоте не меньше Сокровищницы или Монастыря. К ней ведут многоэтажный арочный постамент, переплетающиеся лестницы и боковая колоннада. Поражает и комната за массивным входом, размером 17 на 19 метров, где в полумраке и прохладе можно отдохнуть от зноя...

И мой совет тем, кто прочел до конца: приехав в Иорданию, можно также провести день на Мертвом море, полюбоваться закатом в пустыне Вади Рам, отдохнуть пару дней на Красном Море, но оставшееся время следует безраздельно отдать прогулкам по городу в скалах.

 


За неоценимую помощь в получении разрешения на съемку в Петре и моральную поддержку мы благодарим замечательного фотографа Ильдара Ямбикова

За обеспечение команды AirPano необходимыми документами, теплый прием и размещение мы признательны:

— Руководителю представительства Россотрудничества — Дорофееву А.А.;
— И.О. Руководителя представительства Россотрудничества — Зайчикову В.И.;
— Начальнику информационно-аналитического отдела Управления Российского Центра Науки и Культуры — Сухову Н.В.

 

Фото и текст: Дмитрий Моисеенко и Станислав Седов

11.03.2022

Читать далее

360° Видео