Озеро Байкал зимой
Мечта увидеть байкальский лед у меня была с самого детства. И вот, наконец, такая возможность появилась. Вместе со Станиславом Седовым мы летим снимать Байкал для нашего проекта.
В аэропорту Иркутска нас встречали представители туроператора «Байкалика», который организовывал нашу поездку. Огромный, видавший виды джип «Ниссан Сафари» сразу произвел впечатление серьезной машины для езды по бездорожью и по льду. На его крыше лежали здоровенные доски. «Что,— пошутил я,— дом строить будем?» «Нет,— ответил Алексей, наш водитель,— попробуем выехать, если провалимся под лед». «А что, можем?» — не унимался я. «Ну, полностью я топил машину только раз, а по крышу проваливался часто», — ответил Леша. Стало понятно, что нас ждет совсем нескучное путешествие.
Пустынную дорогу до ледовой переправы на остров Ольхон — главную цель нашего путешествия — мы пролетели за 4 часа с остановкой в придорожном бурятском кафе, где удалось очень вкусно пообедать за небольшие деньги. За несколько дней до нашего приезда на Байкале был сильнейший снегопад, и не было никакой уверенности, что мы вообще увидим лед, поэтому мы изрядно нервничали. Когда же с горы показалось Малое море — часть Байкала между остовом Ольхон и западным берегом озера, то по машине пронесся вздох разочарования. Насколько хватало глаз, озеро было белым. Ледовая дорога, связавшая материк и остров, была очищена до льда, но по ее краям лежали метровые сугробы. Однако удача не совсем от нас отвернулась. Уже через несколько километров стало ясно, что снег не лежит сплошным ковром, а между многочисленными белыми островками показался лед. А когда мы подъехали к берегу и увидели метровые сосульки, свисающие с прибрежной скалы, то последние капли расстройства испарились. Задача на следующие дни была определена — нужно было искать чистый лед!
До столицы Ольхона, поселка Хужир, добрались уже затемно, а к рассвету нам нужно было оказаться у мыса Хобой: самой северной точки Ольхона. В этом месте соединяются Малое и Большое море Байкала. Многочисленные дороги по льду озера прокладываются рыбаками, и при этом постоянно меняют свои направления из-за образующихся на льду трещин.
Выехали мы из отеля затемно. Тридцать километров до Хобоя были засыпаны снегом. Всю дорогу мы пробивались через полуметровые снежные заносы. Такого снежного Байкала местные старожилы вообще не помнят. Однако, как только в предрассветных сумерках мы обогнули мыс Хобой и оказались в Большом море, снег как будто выключили. С одной стороны Ольхона лежали огромные сугробы, а с другой — небольшие островки, из-за чего поверхность озера напоминала змеиную чешую. А какой там был лед... Чистый, гладкий, прозрачный лед, испещренными причудливыми узорами трещин и белыми вкраплениями пузырьков воздуха. Не зря говорят, что при первом знакомстве с байкальским льдом у многих наступает легкое помешательство. У меня оно точно было. Как малое дитя я скакал и катался на льду, рассматривал трещины и разноцветные торосы. Но эйфория прошла быстро: надо было готовиться к первому вылету.
Из-за туч показалось солнце, и Байкал заискрился. Взлет прошел успешно. Сверху открылся очень необычный вид. Казалось, что все озеро покрыто пятнистым панцирем: это островки снега складывались в хаотичный гигантский узор. Таким Байкал бывает только в очень снежную зиму.
Утренняя хмарь полностью рассеялась, и мы увидели восточный берег. Казалось, он совсем рядом. Мы спросили нашего водителя, почему Байкал называют Большим морем? Ведь его ширина здесь — не больше десяти километров. «Десяти? — удивился Алексей. — Здесь больше 70 километров!» Мы были поражены. До восточного берега, который был явственно виден — 70 километров, а до западного, на котором мы могли различить каждый холм, и до которого, казалось, можно дойти пешком, было не менее 30 километров. Как нам рассказал Алексей, мы не первые, кто сталкивается с этим оптическим обманом. Абсолютно прозрачный воздух и почти километровые хребты вокруг озера и создают такой эффект кажущейся близости.
А потом мы нашли пещеру в прибрежной скале... Стены пещеры были покрыты двухметровыми ледяными наплывами, а с потолка свисали сотни сосулек. Настоящая фантастика. Там же, на Хобое, мы встретили и самые большие торосы. Сложно представить, как громадные глыбы бирюзового льда оказались наваленными друг на друга. Мы не видели, как Байкал ломает лед метровой толщины, но наш водитель говорит, что это величественное и очень страшное зрелище.
Утром был сильный мороз, что создавало дополнительные трудности для техники, но нам удалось взлететь на высоту 250 метров и сделать уникальные снимки мыса Хобой. Первый день нас радовал погодой. Мороз сковал многочисленные трещины, и мы смогли доехать до деревни Узуры по льду, малопроходимому в этих местах весной. А в награду за упорство вокруг солнца образовалась радуга — гало.
В последующие полтора дня мы снимали разнообразные виды Ольхона, проезжая десятки километров по льду. Каждый раз нам необходимо было пересечь одну и ту же становую трещину, соединившую оба берега Малого моря. Только в одном месте был найден проход в торосах, достаточный для машины. Однако на Байкале резко потеплело. Возвращаясь домой по привычному маршруту после вечерней съемки, мы внезапно увидели, что трещина резко увеличилась в размерах, и в лучах фар сверкает не лед — вода! Алексей резко нажал на газ, «Ниссан» взревел, нас сильно тряхнуло, из-под колес полетел столп брызг, но мы оказались на другой стороне. На самом деле, все это произошло за какую-то пару секунд, и Стас с заднего сиденья только и спросил: «А что это было?». Мы остановили посмотреть. Перед нами была почти метровая трещина, через которую мы перепрыгнули. Края у трещины были подломаны — в этом месте проезд теперь был полностью закрыт. Каждый год под воду уходят до десяти машин. Чаще это происходит у берега, и машину потом достают, но у водителя и пассажиров в любом случае есть не более минуты чтобы покинуть тонущий автомобиль.
Утром мы должны были двигаться в сторону Листвянки, где нас ожидал чистейший лед. Увы, Ольхон обиделся на наш скорый отъезд, и ночью пошел снег. Весь лед стал белым. В таких условиях езда по нему становится смертельно опасной. Посоветовавшись, мы решили попытаться обогнать непогоду и двигаться в Листвянку 500 километров по асфальту, в надежде успеть-таки поймать чистый лед без снега.
Ближе к Иркутску выглянуло солнце, а на улице потеплело до +7. И лед у Листвянки, действительно, намного чище, чем на Ольхоне, хотя абсолютно чистого участка мы не видим. Но... из-за резкого перепада температур повсеместно стали образовываться трещины. Они росли, как грибы после дождя. Байкал кряхтел и ругался со всех сторон. С большим трудом мы добрались до деревни Большие Коты и, о чудо, нашли-таки прекрасный лед. Однако сильнейший ветер не дает взлететь. Решаем осмотреться и проехать чуть вперед. Увы: вода в трещинах преградила нам дальнейший путь. Нам оставалось только остановиться на том самом единственном участке чистого льда и ждать, не стихнет ли ветер. Это произошло лишь через 4 часа. Да! У нас теперь есть панорама байкальского льда с высоты птичьего полета. Рисунок трещин и трещинок напоминает арабскую бязь. Красиво.
В приподнятом настроении едем назад, попадая на накатанную куда-то к центру озера дорогу. Проехав 5-7 километров, замечаем домики на льду. Оказалось, это исследовательская база института по изучению Байкала. Взлетаем у базы и ловим последние лучи уходящего солнца. Не зря проехали больше 500 километров! Прекрасный закат был прощальным подарком Байкала в эту поездку. На следующий день погода резко испортилась, и взлететь над устьем Ангары не получилось из-за ужасного ветра.
За несколько дней нам удалось снять несколько красивых мест на Байкале, которые вы можете посмотреть в нашем виртуальном туре.
А теперь хотим рассказать несколько интересных фактов о Байкале.
Самое глубокое озеро на планете, Байкал входит в число известнейших достопримечательностей России и мира. В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Площадь водоема — 31 722 квадратных километра (это сопоставимо с площадью таких стран, как Бельгия или Дания); длина береговой линии — 2 000 километров, наибольшая глубина — 1642 метра. В мире существует всего три «тысячника»: помимо Байкала, это Танганьика в Центральной Африке (1470 метров) и Каспийское море (1025 метров). Этот ряд не случаен: как и замкнутый водоем Каспий, получивший в своем названии слово «море», Байкал за его размеры и значимость тоже нередко называют морем.
Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды. В озеро впадают 336 рек, а вытекает всего одна — Ангара. Подсчитано, что если бы вода перестала впадать в Байкал, то Ангара продолжала бы течь на протяжении еще 400 лет. А если заморозить всю воду Байкала, нарезать ледовые кубики объемом в 1 кубический километр и уложить их в один ряд — эта полоса протянется от Северного до Южного полюса, и еще примерно на 2,5 тысячи километров за полюс.
Возраст Байкала определяется в 25–35 миллионов лет, однако его происхождение до сих пор вызывает научные споры. Большинство озер мира, особенно ледникового происхождения, живут в среднем 10–15 тысяч лет, а потом заполняются илистыми осадками и заболачиваются. Но Байкал не имеет никаких признаков «старения»; глубина Байкала не уменьшается, и, более того, его вода отодвигает сушу примерно на 2 сантиметра год. Существует гипотеза, что Байкал представляет собой новый зарождающийся океан.
В озере и на его берегах обитает около 2600 видов и подвидов водных животных; более половины из этого числа не встречается больше нигде в мире. Помимо уникального биоразнообразия и красоты окружающих пейзажей, знаменит Байкал и прозрачностью своей воды: в ней можно разглядеть предметы, находящиеся на глубине 40 метров. Вода Байкала живая — в ней растворено максимальное количество кислорода. Это заслуга фитопланктона, обитающего в озере и выполняющего функцию природного фильтра.
Несмотря на то, что Байкал — озеро, здесь, как и на море, бывают довольно опасные штормы, а волны могут достигать 4-5 метров в высоту. Еще ни один пловец не смог пересечь Байкал вплавь — в первую очередь из-за средней температуры воды около +10°С. Зато по количеству солнечных дней байкальский регион превосходит южные регионы России. Так, на Ольхоне — самом большом острове этого озера — солнце выглядывает более 300 дней за год.
Все эти рекордные факты, вместе взятые, в сочетании с живописной природой, выводят Байкал в ряд наиболее выдающихся достопримечательностей мира. А наши съемки проходили зимой, и это придает пейзажу особое очарование...
Команда AirPano благодарит весь коллектив туроператора «Байкалика» за прекрасно организованную поездку и помощь в съемочном процессе.
Фото и текст: Сергей Румянцев и Станислав Седов
17.02.2014
Читать далее
ФотогалереяНаша планета в 360°
Атолл Каролайн. Кирибати Лагуна Канайма, Венесуэла Боробудур, Индонезия Московский Кремль с высоты птичьего полета Индейцы Варао. Дельта реки Ориноко, Венесуэла Национальный парк Остров Монерон, виртуальная экскурсия Новогодняя Москва Путешествие в зимнюю Лапландию, ФинляндияПоказать еще