Сан-Франциско, мост «Золотые Ворота»
...Этой съемки я ждал давно. Может даже всю жизнь. Мост «Золотые Ворота» ни разу не накрылся своим знаменитым туманом за всю мою историю неоднократного посещения Сан-Франциско в течение последних 20-ти лет. Просто какое-то катастрофическое невезение. А согласно опросу коллег-фотографов, так не везло и не только мне. Но почему?? Ведь независимо от сезона, Мост построен в месте, где ледяная вода Тихого океана сталкивается с более теплой водой залива, и вместе с действием ветров и прочих турбулентностей это должно приводить к туманам и облачности. Но приводит как-то крайне редко. Для изредка приезжего из России фотографа, не живущего в самом городе, застать туман — большая удача, даже если тщательно подобран сезон.
А это был сезон туманов. Сентябрь. Поэтому в течение 10-ти дней с фирмой, у которой я хотел взять вертолет для съемок, никак не удавалось договориться. Их причина затягивания ответа крылась в том самом тумане: вертолетчики очень не любят ограниченной видимости. Им подавай для полетов чистое небо, в полную противоположность моим желаниям. Проблема осложнялась тем, что всю неделю перед намеченной датой я был в одной из пустынь штата Невада, и связь оттуда была затруднена. Лишь накануне мне был дан утвердительный ответ: «можно лететь, но только если не будет тумана и сильного ветра :)». Договорились стартовать за час до заката.
И вот сегодня я выехал к вертолету, который ждал меня в 30 милях от Сан-Франциско. Однако, попав в час пик во все пробки на выезде из города, я прибыл на место значительно позже назначенного времени вылета, хотя и выехал на час раньше.
Пилот тоже как-то не слишком торопился... Мне казалось, что все идет как в замедленной съемке: вот садимся в кабину, вот зашевелились лопасти, вот они уже крутятся, вот мы взлетаем, вот уступаем дорогу Боингу, вот вдали показались небоскребы даунтауна... Вечерняя съемка в Сан-Франциско затруднена тем, что сам город закрыт с запада холмами (которые называют Русскими). Они защищают город от прямого контакта с Тихим Океаном, а также из-за них Сан-Франциско погружается в темноту минут за 20 до заката солнца... Все, думал я, поглядывая на город вдалеке, на часы и на опускающееся за холмы солнце, съемка испорчена, никуда я не успел... Как вдруг стал понимать — что есть, есть еще шанс!
Светились желтым верхушки небоскребов, мягко подсвечивался залив, и туман, великолепный туман, переливающийся оттенками красного в заходящем солнце, туман, которого я ждал 20 лет, непрерывными струями стекал с Русских Холмов на город и растворялся в нем. Я так засмотрелся на это зрелище, что едва не забыл про дело. Остановив вертолет, я быстро снял пару панорам над центром города и сказал пилоту лететь на мост «Золотые Ворота». Но не тут-то было: пилот произнес заветное слово ТУМАН и продолжил кружить над небоскребами. Мост действительно был в тумане. Но не весь — к счастью, половина его была открыта.
— Летим туда, — показал я. Однако летчик продолжал что-то говорить про ветер и турбулентность, и что безопасность пассажира превыше всего... Пришлось оценить эту самую «безопасность» в 100 долларов наличными. «Ладно, но только снимай быстро, и не под мостом» — поставил пилот свои условия. «Под мостом... Хорошая идея, может в следующий раз. Но сейчас нам нужно НАД мостом» — ответил я, и мы резко изменили траекторию с круговой на прямолинейную.
Копирайт: Allan Smorra, www.ohmsweetohm.me
И вот наконец мы у Моста. Вертолет летит над облаком, перетекающим через его пролеты. Закатным солнцем освещена верхушка одного из пилонов, остальная его часть скрыта в дымке, другой пилон открыт, но уже в тени. И все это окружено сверкающей массой тумана, натекающего с Тихого океана... А солнце уже почти касается склона холма, времени остается одна-две минуты до окончательного заката... Вертолет зависает у моста, я высовываюсь и быстро снимаю сферу над освещенным пилоном, начинаю снимать вторую, но как раз в этот момент солнце прячется за холм. Я оборачиваюсь к пилоту, машу рукой вверх и кричу поднять вертолет еще выше. Он не понимает и что-то переспрашивает. «Давай, давай, жми наверх», — кричу я уже по-русски и показываю на то место, где было солнце. Неожиданно он понимает и энергично давит на какие-то педали, наверное на газ, вертолет вибрирует и начинает набирать высоту. И о чудо! — мы медленно обгоняем садящееся солнце, оно снова появляется, и хотя город и мост уже в тени, но туман снова покрыт золотистыми сверкающими искрами. Не дожидаясь, пока вертолет остановится, прямо на ходу я начинаю снимать, наверное, уже последнюю панораму, надеясь, что наши уж как-нибудь помучаются и сумеют ее склеить. Камера делает полный круг и с последними щелчками затвора Солнце окончательно покидает окрестности Сан-Франциско.... Я вытираю взмокший лоб. Успел. 20 лет я ждал — и теперь успел.
У третьей, последней панорамы из этого виртуального тура другая история, более прозаическая, но не менее напряженная.
Ее мы сняли тремя годами раньше, в мае 2008 с самого моста Золотые ворота. Для этого мы привезли из Москвы в США четырехметровую раздвижную трубу. По дороге она потерялась в двух аэропортах, но через две недели, к самому концу поездки труба все-таки нашла нас. На этом наши приключения не закончились: едва мы собрали вещи после съемки, как за нами на трех машинах приехала полиция :) Но все закончилось благополучно.
Итак, немного информации об одном из самых узнаваемых мостов в мире — Golden Gate Bridge.
Тихий океан и залив Сан-Франциско соединены проливом Золотые Ворота. Считается, что это поэтическое название ему дал военный топограф Джон Фримонт, нашедший сходство со стамбульской бухтой Золотой Рог. О строительстве моста через пролив мечтали еще в XIX веке, но только в начале XX века появились реальные технические возможности для реализации этой идеи. Инженер Джозеф Штраус, разработавший к тому времени около 400 мостовых конструкций, предложил протянуть висячий мост с двумя опорами длиной свыше 2,5 км. Его проектом заинтересовались, но не поверили и отвергли.
Однако Сан-Франциско быстро рос, и машин на улицах с каждым годом становилось все больше. Эксперты принялись рассчитывать все «за» и «против» строительства автомобильного и пешеходного моста традиционной конструкции. Примерная стоимость такого проекта определялась в небывалую по тем временам сумму — 100 миллионов долларов. Таких денег у города не было.
И тогда Джозеф Штраус заявил, что сумеет построить подвесной мост, который обойдется максимум в 27 миллионов долларов. Смелый проект оценил президент Франклин Рузвельт, и работы, наконец, начались.
Но на этом трудная судьба моста за место под солнцем не закончилась. Строительство проходило в тяжелых условиях. Частые туманы, ветры, волны мешали воздвигать опоры, натягивать проволочные канаты и устанавливать пролеты моста. И, несмотря на строжайшее выполнение правил техники безопасности, перед самым завершением строительства по трагической случайности погибло сразу десять человек.
Некоторые мистически настроенные граждане убеждены, что этим «крещением» и определилась дальнейшая судьба моста. Дело в том, что это сооружение, ставшее самой узнаваемой достопримечательностью города и долго бывшее одним из самых длинных висячих мостов в мире, стяжало большую славу как «мост самоубийц». Первое самоубийство произошло здесь в 1937 году, через три недели после его открытия. В 90-е годы число добровольно расстающихся здесь с жизнью превысило тысячу человек, и тогда официальную статистику было решено не вести. Однако известно, что мост таким образом уносит одну жизнь примерно в две недели. И объяснить это нельзя ничем, поскольку это — далеко не единственный мост в округе. По некоторым данным, на каждые 85 факта суицида на мосту «Золотые Ворота» приходится всего 14 аналогичных трагедий на соседнем мосту...
Но не все так плохо. В 1999 году на крупной международной строительной выставке, проходившей в Лас-Вегасе, в десятку наивысших достижений в строительстве по итогам XX века вошел единственный мост — «Золотые Ворота».
Среди трогательных фактов из жизни моста — пробег по нему олененка в 2004 году. Олененок выжил, зато движение было остановлено на 20 минут.
Цвет моста — ярко-оранжевый — был выбран первым архитектором-консультантом, работавшим над проектом — Ирвингом Морроу.
Может возникнуть вопрос: как часто его красят?
Ответ звучит неожиданно: покраска моста является ежедневной никогда не прекращающейся работой. Этим занимается специальная команда из 28 маляров. Общие расходы на техническую поддержку моста составляют 14 миллионов долларов в год, включая краску и покрытия.
Все это делает «Золотые Ворота» — транспортную магистраль по своей сути — уникальным памятником архитектуры и культуры, а великолепный вид, открывающийся с моста на город и одноименный пролив, привлекает сюда миллионы туристов.
Полюбуйтесь этой красотой и вы.
Фото и текст: Олег Гапонюк, Сергей Семенов, Дмитрий Моисеенко
02.10.2011
Читать далее
Фотогалерея