Путешествие на Северные Курилы
Когда говорят о Курилах, то все невольно подразумевают спорные южные острова Шикотан, Кунашир, Итуруп — благодаря не утихающему конфликту с Японией эти названия у всех на слуху. Но Курилы — это огромная гряда протяженностью более 1200 километров. И здесь есть интересные, но менее известные туристам северные острова, на которых летом 2015 года снимала команда AirPano.
Мы путешествовали в составе тура, организованного камчатскими энтузиастами каякинга и парусных видов спорта — компанией Kosatka Cruises. Честно говоря, у меня были некоторые сомнения по поводу того, как мы сможем разместиться со всем нашим оборудованием на борту катамарана. Опыт плавания в Антарктиду показал, что даже на круизных кораблях место очень ограничено. Однако при заселении в кормовую каюту оказалось, что все наши пожитки замечательно входят в рундуки и ниши, а для хранения дрона капитан судна великодушно выделил нам место под столом в кают-компании.
Несмотря на серьезный шторм в районе мыса Лопатка (российского аналога мыса Горн) нам удалось благополучно достичь острова Шумшу, когда-то бывшего северным "краем японской империи". Обойдя его со стороны океана, мы высадились на южном побережье и отправились смотреть на напоминающие о японцах бетонные ДОТы и заброшенный, но неплохо сохранившийся аэродром. Рассказывают, что еще недавно вдоль взлетной полосы тянулась цепочка ржавеющих останков военных самолетов, но какой-то местный начальник решил раздавить их бульдозером...
После посещения Шумшу наше судно пересекло узкий пролив и зашло в порт Северо-Курильска: требовалось пополнить запасы воды и соблюсти пограничные формальности. Дело в том, что это территория с ограниченным доступом; для ее посещения необходимо оформлять специальное разрешение у пограничников. Ну а вечером нас ждали очень специфические горячие процедуры под открытым небом. Местные предприниматели оборудовали для купания горячий источник в горах недалеко от города.
"Оборудовали" — это очень громко сказано: по виду конструкция напоминала какой-то механизм из постапокалиптического фильма, шипящий и плюющийся кипятком в разные стороны. Рядом стояло два пластиковых ящика длиной почти в человеческий рост, в которые нам предложили окунуться. Но атмосфера и, главное, вид на город, расположенный под нами, с лихвой окупали простоту обстановки.
На следующий день у нас был запланирован выход на вулкан Эбеко на острове Парамушир. К сожалению, съемка не удалась: мы с Димой долго тащили в гору килограммы нашего оборудования, однако дойдя до первого перевала, мы поняли, что снять ничего не выйдет — слишком сильный ветер, да и стремительно наползавшая облачность как будто бы намекала, что сегодня не наш день. Обратно с горы мы спускались с большим трудом; хорошо, что никто не потерялся. Эта неудача с вулканом сильно подкосила мою уверенность в успехе нашей фото-миссии.
Следующим пунктом был вулкан Креницына на острове Онекотан. Его конус возвышается над озером, расположенным в кальдере более крупного вулкана. Добраться туда не просто: нужно пройти от места высадки 15 километров по старой вездеходной дороге с перепадом высот до 750 метров.
Но коварная Курильская погода и тут спутала нам все планы. Первые километры дались легко даже несмотря на резкий 100-метровый подъем. Однако вскоре небо затянуло тучами, и пошел мелкий моросящий дождь. Затем он усилился, а нас заволокло облаками, перетекавшими через плато, по которому проходила дорога. Чуть позже, как раз когда мы вымокли практически насквозь, с Охотского моря подул бешеный ветер. Пятнадцатикилометровое расстояние наша группа преодолевала целый день. Я смутно помню последние километры — лежащий на плечах дрон нестерпимо давил на шею, а по животу хлопал пульт управления, подвешенный на портупею... Ко всему прочему, я стер ноги и не мог идти с нормальной скоростью.
Осознание бесполезности всей нашей затеи сильно удручало: при такой погоде не получится не только полетать, но даже достать камеру из рюкзака. В общем, до края кальдеры мы не дошли. Лагерь поставили внутри дождевого облака и принялись греться у костра. В этот момент я понял — еще ни разу за всю нашу практику путешествий мы не были так близки к полному провалу экспедиции. Если утром не произойдет какого-то погодного чуда, нам придется возвращаться обратно, через эти ужасные 15 километров, не солоно хлебавши...
Утром чуда не случилось. Мы вылезли из палаток в уже привычное облако дождя. Мерзкое ощущение, когда надеваешь на себя промокшую и остывшую одежду... Без особых надежд мы побрели сквозь туман в сторону кальдеры и примерно через час нашли ее край. Где-то внизу под нами еле-еле видны воды озера, а сам вулкан частично скрыт облаками. У нас есть день на ожидание, после чего необходимо возвращаться. Ребята из Kosatka Cruises пытаются утешить нас тем, что предыдущая группа не смогла увидеть даже воду — такая тут недавно стояла непогода.
Но примерно через два часа облака начали редеть; небо над нами прояснялось стремительно, и вскоре мы смогли увидеть конус вулкана. Чудо случилось! Не мешкая, я побежал в лагерь за дроном, и мы сразу взлетели. Глазам открылась фантастическая картина: практически весь остров был закрыт облаками, и только около кальдеры расчистился небольшой участок неба. У нас с собой было всего три комплекта батарей, поэтому, отсняв вулкан, мы отложили оборудование и стали ждать, какой еще сюрприз подкинет нам местная погода.
Небеса все же смилостивились над нашей группой — практически целый день мы грелись под лучами солнца. Группа операторов, включая меня, рискнула даже искупаться в небольшом озере, обнаруженном неподалеку от края кальдеры. От нас оно получило название "Операторское".
К вечеру погода снова начала стремительно меняться — внутрь кальдеры поползли облака с плато. В лучах закатного солнца выглядело это фантастически, и мы, конечно же, снова подняли наш дрон в воздух. Съемки продолжались до самого заката.
Обратные 15 километров на следующий день по погодным условиям лучше не стали. Более того: дождь и ветер были даже, наверное, даже сильнее, но группа прошагала этот маршрут раза в два быстрее, поскольку дорога шла вниз. И мы, наконец, смогли увидеть вулкан Креницына, к которому так стремились.
Эта съемка — самое сильное впечатление от посещения Северных Курил и яркая иллюстрация справедливости старого лозунга путешественников: "Бороться и искать, найти и не сдаваться".
Виртуальный тур создан при финансовой поддержке Русского Географического общества.
Коллектив AirPano выражает особую благодарность экипажу катамарана Kosatka Cruises. Команда катамарана была подобрана идеально. Мы всегда были накормлены до сыта, благодаря Кате (Катерина Округина). Мы не боялись сбиться с курса или перевернуться в шторм, спасибо Мстиславу (Мстислав Соколовский) и Паше (Pavel Vereshaka). На высадках темп задавал спортивный Саша (Alexander Kuzmin), а Михаил (Михаил Горбенко) - поддерживал «слабых» не только морально, но и без слов упаковывал к себе в рюкзак наши тяжеленные батарейки.
Фото и текст: Станислав Седов, Дмитрий Моисеенко
29.10.2015
Читать далее
ФотогалереяНаша планета в 360°
Южные Мальдивы. Часть 2 Лучшие панорамы AirPano за 2016 год Золотое кольцо России, Иваново, село Дунилово, село Горицы Термальный комплекс Голубая лагуна, Исландия Млечный путь над Сахарой Соленое озеро Эльтон Брянский лес туманным утром. Россия Индейцы Варао. Дельта реки Ориноко, ВенесуэлаПоказать еще