Музей-заповедник «Кижи», Карелия, Россия
После наших зимних приключений в Финляндии мы захотели включить Карелию в проект «Времена года», и начать решили с жемчужины республики — музея Кижи. Полетать в Кижах было моей давней мечтой, однако затянувшаяся на много лет реконструкция Преображенской церкви не давала ей осуществиться: снимать полуразобранный собор не хотелось. И вот, узнав, что реконструкция уже практически завершена, я начал собираться в поездку.
В своих последних путешествиях по России я пришел к мысли, что для успешной работы нужно все необходимое снаряжение везти с собой. К сожалению, уровень туристических сервисов и услуг в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Поэтому в Карелию отправился целый автопоезд, загруженный различными мужскими «игрушками», которые должны были обеспечить успех съемочной экспедиции.
Кижи — это остров на Онежском озере. Основная часть туристов отправляется туда из Петрозаводска на «метеорах». Гостиниц на острове нет, и на ночь там остаться нельзя. В музее действует довольно жесткий пропускной режим, связанный с мерами противопожарной безопасности. Но тратить каждый день по несколько часов на дорогу от Петрозаводска и обратно мне очень не хотелось, поэтому я решил поискать варианты проживания в соседних населенных пунктах. Ткнув на карте навигатора в ближайшую к острову деревню, до которой можно было добраться по дороге, я отправился в путь.
На это ушло два дня. От моего дома до Медвежьегорска трасса просто превосходная, а вот последние 150 км пути оказались довольно тяжелым испытанием. Трассу к Кижам еще строят, обещают закончить года через три.
Я ехал в музей, не имея никаких контактов и друзей. «С разрешениями на съемки будем разбираться на месте, по мере возникновения проблем»,— думал я. Немного самонадеянный подход, но в случае с Карелией он сработал: мне постоянно везло на встречи с правильными людьми. Запарковав свой автопоезд на берегу озера (там оборудована хорошая автостоянка) и поговорив с волонтерами, проводившими опрос туристов для какого-то западного проекта, я быстро нашел жилье.
Хозяин, Дмитрий Бобров, не только приютил меня в своем доме, но и помог договориться о встрече с администрацией музея. Это очень важно, поскольку Кижи закрыты для всех видов авиации. Туда иногда летает рейсовый вертолет, но остальным аппаратам вход в 500-метровое воздушное пространство вокруг острова строго запрещен. Это правило распространяется и на дроны.
Несмотря на это, практически на каждом «метеоре» туристы привозят свои беспилотники и пытаются с их помощью снимать остров. В свою очередь охрана и Росгвардия довольно хорошо натренированы на отлов нарушителей. Штрафы обычно не выписывают: ограничиваются вежливыми предупреждениями и просьбой больше не летать над островом. Такие строгости обусловлены пожарной безопасностью, а также заботой о сохранности строений музея: в прошлом случались инциденты с падениями беспилотников.
Могу отметить, что администрация музея довольно лояльна к профессиональным фотографам и операторам. Мне удалось получить все необходимые разрешения для полетов в довольно короткий срок, после чего началась рабочая рутина.
Лето — тяжелое время для пейзажных фотографов: это короткие ночи, очень ранние рассветы и постоянный недосып. А лето на Севере — это отдельный съемочный ад! Здесь закатная съемка заканчивается в десять вечера, а в два часа утра (или «ночи») уже нужно вставать и ехать ловить рассвет. В этот момент понимаешь: как здорово иметь свою собственную лодку! Ни от кого не завися, в довольно жестком режиме сна урывками я ездил на остров целую неделю без перерывов. Ведь именно столько времени продолжалась охота за правильным светом над Преображенской церковью.
О Соборе Церкви Преображения Господня сказано много слов. Мое мнение — его нужно видеть своими глазами, так как любое описание самого большого сохранившегося деревянного собора не будет давать и части впечатлений, которые получаешь, находясь рядом с ним.
Ну а если вам очень повезет попасть на экскурсию по внутреннему устройству этой церкви... Меня, как инженера, увиденное внутри привело в неописуемый восторг. Даже не мог себе представить, что раньше умели так проектировать и строить!
По итогам моего «одиночного плавания» вокруг Кижей мы договорились с дирекцией музея о продолжении съемок уже «золотой осенью». И вот одним солнечным сентябрьским утром я встречаю коллег на вокзале Петрозаводска. В этот раз команда AirPano выступила максимально усиленным составом: в съемочную экспедицию отправились оба наших директора — Сергей Семенов и Сергей Румянцев, к нам присоединились фотограф Ольга Шутова и известный российский воздушный оператор Антон Ельчанинов.
Пожалуй, «золотая осень» — лучшее время года для посещения Кижей! Нам повезло вдвойне: по словам местных жителей, такой солнечной погоды в сентябре и на столь долгий период давно не бывало. Пользуясь благосклонностью природы, мы устремились на съемки.
Мы с Антоном оккупировали воздушное пространство над островом, а остальная часть команды занималась наземными сюжетами. Иногда работа групп пересекалась, что порождало курьезные ситуации.
Одна из них произошла, когда мы исследовали архитектурные хитросплетения внутреннего пространства собора. Дмитрий — сотрудник музея, сопровождавший нас во время съемок — показал нам небольшое окошко: технический люк, открывавшийся в самом верхнем куполе. Вид из этого окошка завораживающий! Всем участникам команды, конечно же, захотелось посмотреть наружу. Сделать это можно только по одному, таковы размеры люка. В то же время Антон снимал крупные планы собора на дрон, и надо же было так сложиться обстоятельствам, что в момент, когда он пролетал мимо люка, из него в половину своего роста высунулся Сергей Семенов! Увидев дрон, Сергей не растерялся и поприветствовал нашего воздушного оператора. Получился эффект появления игрушки из табакерки — очень веселый сюжет! Вечером, пересматривая полученные кадры, мы пришли к общему мнению, что специально снять это было бы очень сложно: понадобился бы не один десяток дублей.
Отдельную благодарность хочется выразить сотрудникам музея, которые специально для нашего фильма показывали сцены быта карельской деревни. Вообще стоит отметить, что такое гостеприимство, как в Карелии, я встречал только на Северном Кавказе. Меня это приятно удивило. Очень жаль, что из-за ограничений, накладываемых эпидемиологической ситуацией, в съемках смогла принять участие только малая часть их коллектива.
Неделя съемок пролетела практически незаметно. Короткое «бабье лето» закончилось, пришло время загружать мой автопоезд съемочным оборудованием и двигаться в сторону дома. Но в голове осталась четкая мысль — мы еще обязательно вернемся в Кижи, возможно в следующем году, возможно — зимой. Ведь это — настоящее чудо древнего деревянного зодчества, великолепие архитектуры Русского Севера. Это — наша история!
Текст: Станислав Седов
В северной части Онежского озера находится остров, известный на весь мир: Кижи. Здесь создан природный заказник, где охраняются редкие виды животных и растений. Но главной достопримечательностью острова является его архитектурный ансамбль — государственный музей-заповедник «Кижи».
Первые жители — славяне, карелы, вепсы — начали заселять остров еще в X веке. Происхождение названия «Кижи» точно не установлено. По одной из версий, оно происходит от вепсского слова «kidz» («мох, растущий на дне водоёмов»), но также возможно, что это еще одно слово из языка вепсов: «kisi» — «место для игр, праздников».
В ХV веке кижские земли вошли в состав Московского княжества и впервые были упомянуты в летописях как «Кижский погост»: объединение деревень. В этом районе были найдены залежи медной и железной руды, что дало старт развитию промышленности.
Спустя столетия большинство поселений пришло в упадок, а новая глава в истории Кижей началась в 1966 году, когда было принято решение восстановить две деревянные церкви и колокольню. Затем сюда стали аккуратно перемещать другие памятники деревянного зодчества из исторических деревень Заонежья, и теперь это один из крупнейших в России музеев под открытым небом.
В 1990 году весь архитектурный ансамбль Кижского погоста был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это великолепный пример старорусской архитектуры и вершина плотницкого мастерства.
Самое известное сооружение — церковь Преображения Господня, возведенная в 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Ее высота составляет 37 метров. Весь сруб сложен без единого гвоздя: они использованы лишь для крепления некоторых деталей на куполах. Церковь увенчана 23 главами, размещенными ярусами, что придаёт облику храма удивительный «ритмический» рисунок.
Еще одна знаменитая достопримечательность Кижей — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1694 году и перестроенная спустя 70 лет. Она имеет форму вытянутого прямоугольника длиной 32 метра и шириной 8 метров; ее высота — 26 метров.
Шатровая колокольня Кижского погоста появилась в 1863 году — также на месте старой. Дерево как строительный материал имеет свои плюсы, но его главным врагом являются время и климат. За минувшие столетия колокольня неоднократно реставрировалась; в последний раз — в 1991 году.
Интересна ограда Кижского погоста: бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов общей длиной около 300 метров. Главный вход с двустворчатыми воротами расположен возле Покровской церкви.
Среди других великолепных памятников деревянной архитектуры на острове Кижи — восьмикрылая ветряная мельница, спроектированная и построенная крестьянином Н. А. Биканиным в 1928 году. Сюда ее перевезли из деревни Волкостров. А церковь Воскрешения Лазаря, хоть и уступает по красоте своим соседям, является одной из самых старых деревянных церквей во всей стране: она была построена во второй половине XIV века основателем Муромского монастыря.
Часовни, крестьянские дома, хозяйственные постройки — на острове находится около 70 объектов, рассказывающих об истории России. Виртуальная прогулка с AirPano позволит прикоснуться к этой неповторимой атмосфере, восхититься умениями древних мастеров и полюбоваться гармоничным пейзажем русского Севера.
Выражаем благодарность коллективу музея-заповедника «Кижи» и лично директору Е.В. Богдановой, а также Дмитрию Дюгаю за помощь в организации съемок.
Фото Станислав Седов, Сергей Румянцев, Сергей Семенов. Видео Антон Ельчанинов
06.01.2021
Читать далее
Фотогалерея