Семь новых чудес света
Семь чудес света — составленный до нашей эры список самых прославленных достопримечательностей мира. С тех пор человечество создало немало других удивительных произведений архитектуры; неоднократно возникали попытки дополнить список или создать какой-то альтернативный рейтинг.
Наиболее удачным — в первую очередь, благодаря развитию современных технологий — стал проект, стартовавший в 2000-м и завершившийся в 2007 году: Семь новых чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation, а выборы достопримечательностей мира происходили через SMS, телефон или интернет.
Создавая панорамы самых красивых уголков нашей планеты, мы не могли пройти мимо и Семи новых чудес света. Кроме того, нами был снят единственный памятник из античного списка, дошедший до наших дней — Пирамида Хеопса в Египте. Пирамида включена в список Семи новых чудес света под восьмым номером, в качестве почетного кандидата. Представляем вам панорамы этих выдающихся мировых достопримечательностей, начиная с заметок фотографа о том, как мы снимали Семь чудес света.
Мачу-Пикчу, Перу
Мачу-Пикчу было нашим первым «чудом», к которому мы направились, чтобы сделать панорамы с воздуха. Еще неопытные, мы считали, что нас везде ждут с распростертыми объятиями. Но пройти с нашим оборудованием на территорию затерянного в джунглях древнего города охрана не разрешила. Не унывая, мы разобрали наш радиовертолет на части и пронесли его мимо охраны. Затем прямо на месте собрали, взлетели, успели снять несколько панорам, после чего были арестованы. Три часа полицейские составляли протокол и исследовали нашу фототехнику. Cнимки удалось сохранить, но летать нам категорически запретили. Последующие два дня наше появление вызывало повышенный интерес у охраны, и каждый раз, когда мы проходили с простым штативом через турникеты к Мачу-Пикчу, нас обыскивали очень тщательно, надеясь найти детали летающего аппарата даже в карманах. Напоследок мы сняли номер в отеле прямо у входа и взлетели из его дворика, получив полный обзор «Чуда Света». Охранники нервничали, но формально ничего не могли сделать — мы летали над территорией отеля. Так было положено начало этой серии.
Тадж-Махал, Индия
Зная о сложностях с фотосъемкой в Тадж-Махале, я специально съездил в Индию заранее и встретился с Главным Археологом Агры. Археолог выслушал гостя из далекой России и сказал: «Я разрешу вам поснимать со штатива, но разрешение на съемку с воздуха вы не получите никогда. Последним, кто сфотографировал Тадж-Махал с высоты, был знаменитый француз Бертран, сделавший 15 лет назад несколько кадров издалека с большого вертолета».
Поэтому к съемке неприступного Тадж-Махала мы решили подготовиться очень тщательно. Обратившись в посольство Индии в Москве, мы за несколько месяцев получили разрешение и кучу сопутствующих бумаг. Но на месте оказалось, что местное руководство в лице того же Главного Археолога считает недопустимым нарушать 15-летнюю традицию запрета на воздушные съемки.
Но не уезжать же без результата! Едва мы на рассвете успели «по-партизански» взлететь рядом со стенами комплекса, как тут же были окружены автоматчиками, убедительно приказавшими нам посадить вертолет. Еле-еле откупились разрешениями, привезенными из Москвы. Расстроенные, мы позвонили в Индийское посольство и посетовали на холодный прием. Нам ответили, что попробуют разобраться за неделю. Но ждать неделю, которая легко могла превратиться в месяцы или даже в годы, мы не могли и пошли собирать чемоданы.
На следующий день нам перезвонили из офиса Главного Археолога и спросили: «Почему вы не на съемках?» Ошарашенные, мы пришли в офис, где секретарь выдал бумагу с разрешением снимать! На три дня! Какие рычаги были задействованы, мы не знаем. Впоследствии Посол нам говорил, что это лично он надавил... Но даже имея на руках пропуск, мы примерно час добирались от ворот до дворца (это 10 минут ходьбы). Каждый обличенный властью чиновник, видя нашу технику, смотрел бумаги, но не верил своим глазам, звонил куда-то, проводил с нами беседы, и... провожал к следующему чиновнику. Тем не менее, в итоге удалось снять мавзолей и парк со всех сторон, сделать видео и множество фотографий. Большая панорама Тадж-Махала теперь висит в Индийском Посольстве.
Колизей, Рим, Италия
В Рим мы приехали уже с большим запасом опыта, но на Колизей не успели заготовить никаких разрешений. К счастью, дело было в мае, и светало уже очень рано. Наш расчет строился на том, что в 5 часов утра на улице обычно не спрашивают разрешения на съемку. На рассвете у Колизея мы запустили наш аппарат в воздух и стали ждать реакции. Но ее не последовало; ни один карабинер не пришел нас арестовывать. Вероятно, просто потому, что вокруг вообще никого не было. В рассветных лучах Колизей был красив, но чтобы сделать панорамы со светом внутри, надо было летать днем. Присмотрев позицию, мы вернулись в послеобеденное время, и опять полетали у Колизея. И опять нам никто не сказал ни слова. Так что вечером, когда арки Колизея подсвечиваются огнями, мы снимали, уже ни о чем не беспокоясь.
Совершенно неожиданно обнаружилось, что я забыл дома наш раскладной шест, необходимый для съемки панорам внутри самого древнеримского сооружения. Пришлось снова купить билеты в Рим (после этого я уже ни разу не забывал свой шест) и вернуться сюда для завершения работы через год. К моменту, когда меня вычислила охрана, заинтересовавшаяся странными манипуляциями человека с шестиметровой палкой, основные точки уже были сняты.
От посещения Рима у меня осталось впечатление, что он сам весь мог бы быть Чудом Света — не зря его называют Вечным Городом.
Статуя Христа-Искупителя, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Первая попытка под видом туристов пройти к статуе Христа на горе Корковадо была прервана бдительной охранницей у турникетов лифта, ведущего к монументу. Несмотря на полное непонимание португальского, мы выяснили, какая организация управляет памятником, и поехали прямо в дирекцию национального парка «Тижука». Разговор не клеился, пока мы не вспомнили, что у нас в багажнике есть подарочный тубус с двухметровым отпечатком панорамы утреннего Рио, снятой основателем сайта AirPano как раз от подножия статуи. Увидев эту картину, работники потеплели и пообещали рассмотреть наш вопрос. Через пару дней нам позвонили и сказали, что не против съемок, но надо получить одобрение кардинала, потому что сама статуя относится к церкви, а не к парку. Завязалась переписка с церковными властями, и о чудо, нас благословили!
Но рано утром у входных ворот нам показалось, что все усилия были потрачены зря — мы подъезжали в глубоком густом тумане. Грустные, поднялись на площадку перед статуей. Стало светать, но мы не видели даже рук 30-ти метровой скульптуры. Неожиданно облако приподнялось, туман рассеялся и на статую упал красный луч восходящего солнца. Через несколько минут все снова закрылось туманом, но мы не упустили наш шанс и все-таки успели взлететь. Впоследствии панорама Христа Искупителя в утреннем тумане заняла первое место на престижном международном фотоконкурсе. Правда, наш летательный аппарат после первого взлета отсырел и потом уже отказывался летать, пока мы его не высушили в номере феном. Но главное уже было сделано! Еще раз вернувшись в Рио через пару недель, я дополнил тур панорамами с обычного вертолета, но такого красивого света, как в то туманное утро, я больше не встречал в наших поездках.
Чичен-Ица, Мексика
На этот раз мы поступили мудро, объявив на сайте, что необходима помощь на съемках в Мексике, и с нами связался Рикардо, пилот, занимающийся аэрофотосъемкой. Он оперативно отнес наш запрос в известное ему правильное место, и накануне отъезда мы имели на руках необходимые бумаги. Перед Мексикой мы заехали в Гватемалу, потренировались на пирамидах огромного комплекса руин майя Тикаль.
Дорога к Чичен-Ице проходила через государство Белиз. Тут у нас было пятичасовое ожидание получения визы на границе при 36 градусах жары, где нас зачем-то пробивали по базам интерпола (потом рассказали, что приняли за наркокурьеров из-за обилия виз)... К очередному Чуду Света мы приехали поздно ночью. Надо сказать, что мы любим утренние и вечерние часы теплого света, тогда получаются самые красивые снимки. Но обычно в это время подход к объектам уже закрыт. Поэтому, когда администрация запретила снимать пирамиду Кукулькана в часы работы парка, предложив взамен час до открытия и час после закрытия, мы с нескрываемой радостью согласились. Сама Чичен-Ица нас слегка разочаровала: одна большая пирамида и несколько низких строений в округе, не очень подходящих для воздушной съемки. Тикаль в Гватемале и Теотиуакан в Мексике показались нам куда более интересными. Еще одно наблюдение — как только место объявляется Чудом Света, поток туристов сильно возрастает, и их начинают всячески ограничивать в возможностях. Например, пирамида Кукулькана, на которую ранее можно было залезть и полюбоваться видом заходящего солнца, была огорожена веревочками и вход на ступени запрещен.
Великая Китайская Стена
Снимать ее было и просто и сложно одновременно. Просто — потому что никакие разрешения не требовались, а сложно — потому что она, ну как бы это сказать — очень длинная. Еще одна проблема заключалась в поиске ракурсов, чтобы в кадр не попадали автомобильные стоянки или современные поселки. Мудрые императоры провели Стену по гребням высоких холмов и гор, поэтому приходилось затрачивать массу усилий на преодоление перепадов высот.
Мы наметили пять участков, до которых можно было доехать в разумное время из Пекина. Нам попадались как и полностью отреставрированные части Великой Стены, на которых трудно было пробиться сквозь толпы туристов, так и полуразрушенные, заросшие травой, дышащие древностью каменные сооружения, где мы встречали одного-двух посетителей на километр. Запомнилось место, где Стена уходит под воду озера, образовавшегося в результате строительства дамбы. Но самым красивым участком единодушно был признан Джиншанлинь, в 200-х километрах от столицы, очень фотогеничный, разнообразный по рельефу. Когда заканчивалась поездка в Китай, перед отлетом у нас было несколько свободных часов, и впервые за 2 недели тяжелых съемок появилась возможность немного отдохнуть. Мы решили вернуться на это место, чтобы просто прогуляться по каменным ступеням в окружении кустов, покрытых осенней листвой. Проводили закат на самой высокой точке, попивая кофе в импровизированном кафе. Хозяином этого местечка оказался фотограф, продающий тут же свои книги с великолепными снимками Великой Стены.
Петра, Иордания
Если бы меня попросили ранжировать Чудеса Света, на первое место я бы поставил древний город Петру. В начале 2000-х я уже бывал здесь. Очарованному храмами и гробницами невероятных размеров, вырезанными прямо в скалах, мне очень хотелось снова сюда вернуться. Два года мы пытались получить разрешения на съемки в этом месте, но все наши письма оставались без ответа. Мы обращались даже к королю Иордании, и тоже безуспешно. В конце концов нас познакомили с представителями Россотрудничества — организации, курирующей культурные связи с иностранными государствами — и на этот раз все получилось. В столицу, Амман, мы прибыли уже с необходимыми бумагами.
В Петре к нам прикрепили куратора — веселого иорданца, знающего всех в этой местности. Он договаривался о проезде с нашей аппаратурой на автомобиле прямо к подножию гробниц и помогал носить тяжелые сумки. По его просьбе нам зажигали свечи за час до начала ночных представлений, и даже на пять минут запустили для съемки в запрещенную для посещения комнату Сокровищницы. (В 2001-м она была открыта для туристов, но с тех пор Петра стала Чудом света). Город в скалах достаточно большой, мы уставали, и пришлось прибегнуть к помощи осликов. Наш пилот надолго запомнил подъем по 800-м ступеням к крупнейшему зданию Петры — Монастырю — на спине довольно строптивого «средства передвижения». Последний закат в этом загадочном городе мы проводили на площади у Монастыря уже по традиции с чашечкой кофе. Напиток был крепкий, ароматный, с кислинкой от осознания, что вот наконец мы закончили съемку семи новых Чудес Света...
Но самое большое «чудо света» произошло в конце, когда мы уже прощались, и гид сказал нам: «Зря вы писали королю, в следующий раз приезжайте сразу ко мне, вы хорошие ребята, и я вам все разрешения на съемки сам сделаю».
Пирамиды Гизы, Египет
Они тоже числятся в новом списке, только стоят там немного обособленно. Пирамиды Гизы — это не одно из новых Семи Чудес, хотя они были удостоены звания «Почетного Кандидата». Неизвестно по какой причине, но пирамиды отказались от участия. Однако не включить в существующие Чудеса Света их было невозможно. Поэтому в результате Пирамиды Гизы занимают обособленное и самое почетное место.
Историю наших съемок в Гизе не удается уместить в один абзац, поэтому желающие могут прочесть ее здесь.
По этой ссылке вы можете посмотреть лучшие панорамы каждого из чудес света, собранные в одном виртуальном туре. Если же вы хотите более полно познакомиться с каждым из чудес, это можно сделать здесь:
5. Статуя Христа-Искупителя, Рио-де-Жанейро, Бразилия
А теперь расскажем несколько фактов о каждом из Семи новых чудес света.
Колизей, Италия
С латинского название этого памятника древнеримской культуры переводится как «громадный, колоссальный». Так и есть: Колизей был и остается крупнейшим из когда-либо созданных амфитиатров: длина его наружного эллипса равняется 524 метрам, большая ось — 188 метрам, малая ось — 156 метрам. Это — абсолютный рекорд. В древнеримском Колизее проводилось множество увеселительных зрелищ — тогда под этим понимали бои гладиаторов, звериные травли, сухопутные и водные сражения. Здесь также с большим размахом было отпраздновано тысячелетие существования Рима.
Великая китайская стена
Одно из самых масштабных сооружений мира, Великая китайская стена строилась начиная с III века до нашей эры с целью закрыть северо-западные границы империи от нападений кочевых народов. Согласно замыслу, стена должна была пролегать на многие тысячи километров вдоль горной цепи, огибая все отроги, преодолевая и высокие подъемы, и глубокие ущелья. Именно это, наравне с размерами (более 8 тысяч километров!), делает Великую Китайскую стену уникальной: она органично вписана в ландшафт, составляя с ним единое целое.
Мачу-Пикчу, Перу
Мачу-Пикчу — затерянная «среди облаков», на высоте 2450 метров, резиденция инков. Предположительно, город был создан около 1440 года н.э. как священный горный приют. Он функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. И тогда все жители Мачу-Пикчу таинственно исчезли, а сама резиденция пребывала в запустении более 400 лет.
Сейчас этот памятник активно посещается и туристами, и археологами. Мачу-Пикчу до сих пор хранит множество тайн: не до конца понятны и принципы строительства этого архитектурного шедевра, и точное время его создания, и его назначение, и судьба жителей. Загадочный горный приют исчезнувшей цивилизации стал достойным украшением и списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, и Новых чудес света.
Петра, Иордания
Приблизительно в IV веке до нашей эры в глубине узкого горного каньона на территории современной Иордании арабским племенем набатеев был построен стратегически важный город, через который проходили все важнейшие торговые пути. Название «Петра», которое переводится как «камень», городу значительно позднее дали греки.
Петра — это симфония в камне; застывшая в архитектурных формах музыка. На высоте более 900 метров над уровнем моря, в скалах, имеющих насыщенные «солнечные» цвета, высечены культовые, ритуальные и прочие сооружения. Аналогов этому нет нигде в мире.
Тадж-Махал, Индия
Беломраморный некрополь Тадж-Махал стал фактически символом Индии. Двадцать тысяч рабочих свыше двадцати лет в середине XVII века возводили монумент, призванный почтить память умершей жены падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана.
Пятикупольное 74-метровое сооружение с четырьмя минаретами по углам окружено парком и водяными каналами. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора, инкрустированного самоцветами. Мрамор при ярком дневном свете выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Это редкий монумент, который можно не только увидеть, но и прочувствовать; это история любви, талантливо запечатленная в камне и никого не оставляющая равнодушной.
Статуя Христа-Искупителя, Бразилия
На 700-метровой горе Корковадо в Рио-де-Жанейро стоит гигантская фигура Христа, распростершего руки над городом, как бы благословляющего эту землю. Монумент, вместе с 8-метровым пьедесталом, достигает 38 метров в высоту; его вес — 1145 тонн, размах рук — 30 метров.
Ежегодно почти 2 миллиона туристов и местных жителей взбираются на вершину горы, чтобы сфотографироваться на фоне памятника «на счастье». Было бы удивительно, если бы такая достопримечательность Бразилии и всего мира оказалась бы вне списка самых выдающихся «чудес», созданных человеком.
Чичен-Ица, Мексика
Пирамиды Чичен-Ица в Мексике — это политический и культурный центр древней цивилизации майя. Начиная с VII века н. э. этому народу удалось построить не только мощный архитектурный комплекс. Чичен-Ица также — шедевр астрономии и математики. Храмовые постройки города «отзываются» на движение небесных тел и смену времен года, в дни осеннего и весеннего равноденствия демонстрируя удивительные оптические явления. Это памятник еще одной исчезнувшей цивилизации, поражающий и своей масштабностью, и глубокой связью с окружающим миром, и талантом исполнения замысла.
Пирамида Хеопса, Египет
В легендарный список Чудес света входило семь древнейших творений рук человеческих: Александрийский маяк (Египет), Колосс Родосский (Греция), Мавзолей в Галикарнасе и Храм Артемиды в Эфесе (Турция), Статуя Зевса в греческой Олимпии, висячие сады Семирамиды в Вавилоне (Ирак) и египетская Пирамида Хеопса. Но только последнее сооружение из этого перечня дожило до наших дней.
Это — крупнейшая пирамида из целого комплекса подобных построек, расположенных на плато Гиза в пригороде Каира. Все они были созданы в Древнем царстве во время правления IV-VI династий (XXVI-XXIII века до н. э.). Рядом с Великой пирамидой, получившей имя Хеопса (Хуфу), находятся меньшие по размеру пирамиды Хафры (Хефрена), Микерина (Менкаура) и другие. На восточной стороне комплекса, лицом на восток, возвышается Большой Сфинкс — древнейшая из сохранившихся на Земле монументальных скульптур.
Строительство 138-метровой пирамиды Хеопса длилось на протяжении двадцати лет и закончилось около 2540 года до н. э. Внутри созданы погребальные камеры, и, кроме того, монумент мог быть своеобразной астрономической обсерваторией. Первоначально пирамида была облицована твердым белым известняком, а ее верх венчал позолоченный камень. В таком виде памятник до нас, к сожалению, не дошел, однако даже разграбленная и опустошенная, пирамида Хеопса, как и весь комплекс на плато Гиза, изумляет гармоничностью и величием.
Фото и текст: Дмитрий Моисеенко, Стас Седов, Сергей Семенов
19.03.2014
Читать далее
Фотогалерея