Санкт-Петербург, Россия, 2010
К съемке виртуального тура по Питеру мы готовились около года. Еще летом 2009 года мне сказали, что в Питере над городом летает экскурсионный вертолет, я быстро нашел его телефоны в интернете и на следующий день уже звонил туда.
Мы долго готовили оборудование, оформляли документы, разрешения, знакомились с вертолетчиками, и вот примерно через год один из наших ребят, Дима Моисеенко, полетел в Питер на тестовую съемку виртуальной прогулки. К сожалению, шел дождь, и он просто прокатился на вертолете от Петропавловки до Пулково. Во второй раз на тестовую съемку поехал другой фотограф, Сергей Семенов. Вначале было просто пасмурно, но потом тоже пошел дождь. Но в этот раз Сергей хотя бы успел сделать несколько панорам над взлетной полосой.
После этого я понял, что такими темпами мы нескоро закончим съемки и решил позвонить знакомому фотографу в Питер, чтобы узнать, как там все-таки обстоят дела с погодой. «Что-то нам пока никак не везет с солнечными днями» — бодро рассказывал я ему по телефону, — «Может нам приехать в Питер, поселиться в какой-нибудь отель и просто ждать, когда наступит солнечный день?»
На что он заметил: «Не уверен, что это правильный способ, вы так можете прожить в отеле и пару месяцев :)».
Я был озадачен. Прожить в Питере в отеле пару месяцев никак не входило в наши планы. И тогда мы решили взять Питер хитростью.
Мы договорились с вертолетчиками, а также с парой наших питерских друзей и знакомых о том, что как только у них распогодится, они звонят нам в Москву, а мы быстро собираемся и вылетаем. Примерно через неделю утром пришел первый звонок. «У нас тут на дворе солнышко, если успеете приехать до обеда — то сможете поснимать, а то после обеда обещали дождь».
Но так сделать не получалось, нам нужно было целых полдня, чтобы только доехать до Питера, и еще полдня, чтобы организовать вылет и отсняться. Нам требовался целый день. Целый солнечный день. А это очень много для Питера. Мы сидели на чемоданах и ждали.
Друзья звонили еще пару раз, но могли предложить лишь по полдня, что нас не устраивало.
И вот через месяц позвонили все сразу: и друзья, и знакомые, и даже вертолетчики. «Сегодня у нас еще капает, но завтра — завтра будет вам счастье! Срочно прилетайте».
В итоге мы успешно прилетели вечером в Питер, переночевали и утром сели в вертолет. Погода стояла замечательная, и казалось, что так будет всегда.
Мы удачно отснялись и приземлились у Петропавловской крепости. Туда уже подтягивались наши коллеги-фотографы, снимающие с огромного дирижабля «Мегафон», стали раскладывать свое оборудование и готовить дирижабль к запуску. Они тоже ждали погоду больше месяца и сейчас готовились к съемке, надеясь наверстать потерянное время. Там же были операторы с ОРТ и еще какие-то телевизионщики.
К обеду мы решили полетать еще раз, так как в небе появились очень красивые облачка, а вертолет стоял рядом. Мы снова взлетели, поснимали около получаса и вернулись на Петропавловку. А в небе творилось что-то необыкновенное. Со стороны Финского залива наползала огромная туча, темным облаком накрывшая уже половину города, в то время как вторую половину освещало яркое солнце. Город был разделен на две части словно линией фронта. Понимался ветер.
Мы уже садились, когда ребята с дирижаблем заканчивали свои приготовления к полету, но мы-то знали, что взлететь им сегодня не суждено.
Уезжали мы из Питера в этот день вечером под звуки грозы. Крупные капли барабанили по стеклам вагона, но они нас больше не расстраивали — работа была закончена. Год подготовки, полтора месяца ожидания погоды и полтора часа полета над одним из самых красивых городов России — все это было уже позади.
Вот так и прошла съемка нашего виртуального тура над Питером.
А теперь хотим рассказать несколько интересных фактов о Санкт-Петербурге:
Петербург — город, выстроенный «по линейке». Выбрав однажды место, откуда удобнее всего было бы «грозить шведам», Петр I дал установку — и началось строительство. История знает не так уж много городов, построенных в сжатые временные рамки по мановению руки властителя, но ещё меньшее их число сумело не утратить за века свой архитектурный облик.
Петербургу повезло: его здания, возведенные до 1917 года, сохранились практически полностью, и сейчас их насчитывается около 18 тысяч. Благодаря этому центр города является гармоничным архитектурным ансамблем, а другая отличительная черта: просторы и обилие воды (10% от общей площади!) — делают Петербург не похожим ни на один город мира.
Другая его «изюминка» не столь хороша — это легендарная постоянно плохая погода. Причиной этого является та же вода в виде множества местных рек (как естественных, так и искусственных), а также болот и озер. Свою роль вносит и главный арктический фронт, где, рождая циклоны, встречаются теплый воздух средних широт и холодный воздух широт высоких. Эти циклоны то и дело захватывают Петербург, принося наводнения, сильные ветра и мрачные тучи с проливными дождями.
Наша съемочная группа так долго ждала солнечного дня в Петербурге, что об одном этом можно было бы написать целый рассказ. Но, пожалуй, лучше все-таки сказать несколько слов об этом прекрасном городе.
Все панорамы сняты над акваторией Невы — там, где располагаются самые выдающиеся памятники Петербурга. Одна из самых первых городских построек, Петропавловская крепость заложена 16 (27) мая 1703 года. Видимо, шведы настолько испугались самим фактом развернувшегося строительства, что крепости не пришлось быть оборонным бастионом. Никогда не использовавшись по прямому назначению, Петропавловка долгие годы оставалась лишь знаковым сооружением «на всякий случай», а после революции она функционировала как тюрьма для политзаключенных.
В 1925 году Ленинградский совет постановил разрушить крепость, а на ее месте построить стадион. К счастью, решение было отменено. Сейчас на территории крепости располагается множество музеев, кафе, концертных площадок и даже Монетный двор.
Кроме того, самый высокий в России собор — именно Петропавловский. Высота его колокольни с золоченым шпилем, увенчанным фигурой летящего ангела, составляет 122,5 метра. Здесь же — усыпальница царской династии Романовых. А ежедневно в полдень здесь раздается выстрел сигнальной пушки: звук настолько громкий, что в этот момент лучше держаться от стен крепости подальше; его прекрасно слышно и по всему центру города.
Троицкий мост (слева от Петропавловской крепости) — один из красивейших мостов Петербурга. Существует легенда, что советский летчик-испытатель Валерий Чкалов в середине 20-х годов совершил свой знаменитый пролет на гидросамолете Ш-2 именно под этим мостом. На это его «вдохновил» французский коллега, вызвавшийся пролететь под Эйфелевой башней за большие деньги. А в советской России единственной «наградой» Чкалова оказались гауптвахта и репутация хулигана.
Стрелка Васильевского острова — культурный и деловой центр города еще со времен Петра. В 1720-х годах здесь заложили фундаменты под Кунсткамеру (и она стала первым музеем в России). Затем сюда были переведены порт, биржа, таможня и склады; были построены дворцы и учебные заведения. А в 1810 году Стрелку украсили две Ростральные колонны. Одна из них была маяком для судов на Малой Неве, другая указывала путь в Большую Неву. Ради них реку даже пришлось «отодвинуть» на сто метров. Сейчас эти памятники военно-морской славы России используются лишь в праздники: в эти дни на них зажигаются огни.
К слову об огнях: первый в России опыт уличного освещения электричеством состоялся именно в Петербурге: в 1879 году был освещен Литейный мост.
В Зимнем дворце, где когда-то цари коротали время бесконечных петербургских зим, сейчас находится крупнейший музей мира, Эрмитаж. В его коллекции — около 3 миллионов экспонатов, осмотр которых занял бы 8 лет, если уделять каждому экспонату хотя бы одну минуту. При этом для знакомства со всеми экспонатами понадобилось бы преодолеть расстояние в 20 километров.
Дворцовую площадь украшает знаменитая Александровская колонна: уникальный памятник 47,5 метров высотой и около 700 тон весом. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Колонна, ничем не закрепленная специально, держится на постаменте исключительно под тяжестью своего веса. Говорят, что жители города долгое время боялись проходить мимо, опасаясь ее падения. Автор монумента, Огюст Монферран, был вынужден ежедневно прогуливаться около колонны, подтверждая ее безопасность.
Справа от Эрмитажа, вдоль набережной, находится великолепный комплекс зданий Адмиралтейства. Высота его шпиля составляет 72 метра. Кораблик-флюгер на вершине шпиля весит 65 килограмм, его покрывает 2 килограмма золота. Видимо, эти два килограмма драгоценного металла настолько не давали покоя петербуржцам, что они сложили еще одну городскую легенду. Будто бы внутри позолоченного шара на шпиле Адмиралтейства спрятана золотая кубышка, в которой хранятся образцы всех золотых монет, отчеканенных со дня основания Петербурга. Так же, в носовой части корабля-флюгера, можно найти личную шкатулку Петра I.
Шкатулка в шаре, действительно, есть. Однако там хранится не золото, а сообщения о работах по ремонту шпиля и кораблика за все время существования здания, а также о мастерах, проводивших эти работы. А вот кубышку пока не нашли.
Кстати, многие ошибочно полагают, что Санкт-Петербург назван в честь своего основателя — Петра I. Однако это не так: город носит имя небесного покровителя первого русского императора — апостола Петра. Но так ли это всё важно? Приглашаем вас полюбоваться видами прекрасного города с высоты птичьего полета.
Фото и текст: Сергей Румянцев и Сергей Семенов
06.05.2011
Читать далее
ФотогалереяНаша планета в 360°
Город Тигре в провинции Буэнос-Айрес, Аргентина Бутан. Часть 1 Кальдера Узон, Камчатка. Часть 2 Льды и снега Национальный парк Плитвицкие озера зимой, Хорватия Статуя Христа-Искупителя, Рио-де-Жанейро, Бразилия Путешествие в зимнюю Лапландию, Финляндия Лондон, ВеликобританияПоказать еще