Порту — город, давший название стране. В римские времена он назывался Portus Cale, откуда и пошло название Portugal — Португалия.
Порту — просто образцовый город старой Европы: такой, как ее изображают в американских фильмах. Паутина улиц, разномастные домики, узкие переулки, старинные церкви. Но визитной карточкой Порту являются мосты. Железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа, возведенный в 1876-1877 годах по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов знаменитого французского инженера.
Конструктивные решения, созданные при строительстве этого моста, он позже применит в знаменитой башне. Сейчас мост Эйфеля не используется: современные поезда слишком быстрые и тяжелые для него, поэтому неподалеку был построен современный железнодорожный мост Сан-Жуан.
Мост дона Луиша был построен учеником и компаньоном Эйфеля, Теофилом Сейригом в 1881-1886 годах. Он двухуровневый: снизу едут автомобили, а сверху — поезда и трамваи. Пешеходы могут пройти по мосту как сверху, так и снизу.
Подходящих номеров в гостиницах не было, и мы сняли уютную квартиру на улице св. Екатерины. Это пешеходная улица, знаменитая своими магазинчиками и кафе. В несезон прохожих было мало, однако найти свободную парковку в окрестностях оказалось нелегкой задачей. Плюсом было наличие персонального дворика, в котором можно было бы сидеть вечерами, если бы у нас было свободное время, а минусом — отсутствие лифта, то есть необходимость тащить наверх наши чемоданы с оборудованием по прекрасной деревянной лестнице позапрошлого века.
Порту встретил нас дождливой погодой. Поднимать дрон было бессмысленно, поэтому чтобы оценить город мы отправились к знаменитой башне Торре-душ-Клеригуш, вместе с мостами являющейся символом Порту. 75 метровая Торре-душ-Клеригуш — самая высокая церковная башня во всей Португалии. Ее прекрасно видно не только из любой точки города, но даже с моря. Раньше она служила ориентиром для кораблей, заходящих в гавань.
Преодолев 225 ступеней лестницы, мы со Стасом оказались на смотровой площадке башни. Отсюда открывается прекрасный вид, и весь Порту — как на ладони. Черепичные крыши домов, суровый кафедральный собор XIII века, набережная реки Дору, хитросплетения улиц... Начал накрапывать дождик, но даже мокрый Порту был очарователен. Остается ждать погоды, чтобы сделать съемку с воздуха.
Когда наконец появилось солнце, мы отправились на набережную Рибейра. Это самый старый район Порту, перенасыщенный ресторанчиками и туристическими магазинами. В то же время, здесь много неряшливых и даже заброшенных домов — блеск и нищета соседствуют в Порту повсюду. Разноцветные домики налеплены друг к другу, и подъезд к набережной мы так и не нашли: везде только въезд по разрешениям, поэтому нам пришлось прогуляться со всем оборудованием, припарковав машину на подземной стоянке.
Прекрасный вид на мост дона Луиша и на пришвартованные у берега лодки с бочонками дополняли картину. Как ни странно, полет дрона вдоль набережной не вызвал переполоха, как это частенько бывает. Лишь несколько местных детишек пришли понаблюдать за запуском, да пара туристов задали традиционные вопросы «А далеко ли летает и сколько стоит». Съемка творения Сейрига прошла без проблем. А вот с мостом Эйфеля вышел конфуз.
Ажурные мосты эффектнее всего выглядят в ночной подсветке. Возле Понте-де-Дона-Мария-Пиа были установлены мощные лампы, и мы понадеялись на красивую вечернюю картинку. Приехали заранее. Всего километр от туристической набережной, но пейзаж разительно отличается: какие-то огороды, бараки, бродят собаки. Спрашиваем у прохожих о вечернем освещении моста. Они не очень владеют английским, но уверяют, что подсветка будет, показывая на прожектора. Что ж, подождем... Стемнело. Конечно, никакой подсветки мы не дождались, мост так и остался темным. В качестве компенсации мы увидели прекрасный закат со стороны океана, но в этот вечер ничего не сняли.
На следующее утро погода снова испортилась. Стас остался в гостинице, а я отправился бродить по городу с камерой. Накрапывал дождь, улицы были пустынны. Я прошел до кафедрального собора и спустился вниз в кварталы старого города. Узкие переулки, тесно прижатые друг к другу дома, редкие прохожие. Говорят, здесь не безопасно гулять в одиночку, но мне этот район показался очень приветливым. Многие дома украшены азулежу — сине-белыми изразцовыми плитками. Эта традиция пришла в Португалию из Испании в мавританский период. Теплый климат позволяет использовать керамику не только во внутренней отделке, но и отделывать плиткой целые здания снаружи. Например, знаменитая Капела Даз-Алмаш, известная также как часовня Екатерины, в 1929 году была украшена азулежу с изображением жития св. Франциска Асизского и святой Екатерины; для этого понадобилось 16 000 изразцов.
Мимо меня проезжают трамваи, не изменившиеся с 1872 года. Это настоящая машина времени! Интерьер трамвая оформлен деревом и латунью. А чтобы предупредить вагоновожатого об остановке, нужно подергать за специальный шнурок.
Помимо трамваев и изразцов, в Порту есть еще одна легендарная достопримечательность — портвейн. Этот напиток у нас в России был сильно дискредитирован, поскольку под этим названием продавалась ужасного качества бурда, не имеющая ничего общего с портвейном. Настоящий портвейн рождается в долине реки Дору, о чем свидетельствует специальная марка на бутылке. Здесь выращивается 165 сортов винограда, и только 29 из них рекомендованы для производства портвейна. Хотя Порту и дал этому вину имя, но погреба, в которых хранятся бочки с легендарным напитком, расположены на другом берегу реки, в Вила-Нова-ди-Гайя.
Раньше молодой портвейн перевозили в Вила-Нова-ди-Гайя на лодках, чтобы не тревожить вино тряской в телегах по неровным дорогам. Сейчас, конечно, возят на грузовиках. Но лодки с бочками, на радость туристам, по-прежнему пришвартованы вдоль берегов Дору, украшая собой набережную. Каждый год проводится регата, в которой участвуют производители портвейна, и лодки с квадратным парусом мчатся по реке, как в старые времена.
Портвейн созревает от 3 до 6 лет, хотя можно найти и коллекционные марки, возраст которых значительно больше. В конечном продукте смешано не менее полутора десятков вин, что придает портвейну одновременно свежесть, плотность и богатство букета.
Покупать его лучше всего в небольших магазинчиках, которые в изобилии встречаются в Порто. Сотни, если не тысячи наименований и «сортов», и про каждый вам расскажут подробно. Тут же можно приобрести вкуснейший хлеб, сыр, фрукты.
Если вы спросите меня, куда лучше всего отправиться в Порту, я скажу — просто гуляйте, город сам вас приведет. Все равно найти маршрут в паутине бесчисленных улиц практически невозможно. Выручает надежный ориентир: башня Торре-душ-Клеригуш видна практически отовсюду. Исторический центр Порту входит в список культурного достояния ЮНЕСКО вполне заслуженно: любоваться здесь можно каждым уголком. А вот передвигаться по Порту на автомобиле крайне неудобно: постоянные пробки и катастрофическая нехватка парковочных мест при том, что парковка платная. И хотя холмистый ландшафт города неподготовленному путешественнику может показаться трудным — лучше всего прогуляться пешком.
Мосты, набережные, дыхание близкого океана, старинные домики, прилепившиеся друг к другу. Лодки с бочками, пришвартованные у моста. Время словно остановилось в Порту. Очарование этого города мы попытались передать на наших панорамах.
Фото и текст: Стас Седов, Сергей Шандин
21.10.2016