Технически эта съемка была достаточно сложной, и мы думали о ней несколько лет. Сама идея возникла еще в 2007 году, после того, как мы сделали с помощью 4-х метрового шеста вот такую панораму. В январе 2010 года мы дождались подходящего случая, прилетели в Нью Йорк и сняли ночную сферу из отеля Милленниум.
Основных трудностей было несколько.
Первая сложность — самая очевидная — это съемка за пределами окна отеля на длинных выдержках в темное время суток. Других примеров ночной съемки с выносного шеста в интернете мы пока не видели, и всегда приятно сделать что-то первыми в мире :)
Аналогичная съемка с выносного шеста всегда производится днем, так как шест с камерой качается на ветру с амплитудой 10-15см словно осиновый лист, и по этой причине для фотосъемки нужны короткие выдержки.
Понятно, что в темное время суток съемка таким образом невозможна, а штатив за окно не поставишь. Поэтому мы решили все-таки поставить за окно штатив :)
На самом деле штатив стоял в номере, а от него за окно с помощью системы креплений выходила полутораметровая штанга, собранная из двух элементов производства RRS.
Чтобы висящая за окном конструкция общим весом около 5кг (камера, объектив, панорамная головка и крепления) не улетела вниз вместе со штативом, использовался противовес, состоящий из трех больших бутылок Кока-Колы. Бутылки клались в пакет и подвешивались в номере на штангу.
Вторая сложность состояла в глубине резкости. Резкость нужно было получить от 40см до бесконечности, причем закрывать диафрагму сильно мы не могли из-за длинных выдержек. Фокусировка на гиперфокальное расстояние не давала удовлетворительных результатов. Отодвинуть камеру дальше мы тоже не могли, так как нужно было иметь возможность дотянуться до нее рукой для поворотов. В итоге было принято решение использовать прием, который известен в пейзажной фотографии (а мы все же пейзажные фотографы :)) как "брекетинг по резкости". Т.е. если говорить кратко, город снимался с фокусом на бесконечности, а комната, оконная рама и ближайшие окна отеля — с фокусом на 1м.
Следующая проблема — как убрать всю громоздкую конструкцию (выносную штангу и штатив) из кадра при съемке модели, стоящей в окне. Для этого рулеткой измерялось положение камеры за окном, и вся конструкция переносилась внутри комнаты в сторону так, чтобы освободить окно. Но при этом сама камера за окном оставалась в той же точке на неизменном расстоянии от подоконника. Исходное положение штанги рисовалось фломастером прямо на подоконнике, чтобы затем конструкцию можно было вернуть в то же самое состояние. Фломастер потом был стерт с помощью жидкости для очистки матриц :)
Управление камерой производилось с радиопульта, который крепился в горячий башмак камеры.
Еще один вопрос — это динамический диапазон снимаемой сцены. Нужно было уместить яркости сюжетов на улицах Нью-Йорка и в комнате в диапазон камеры. Для этого по каждой серии съемок вручную рассчитывался брекетинг с замером крайних точек диапазона по улице и в помещении. Фактически делался HDR.
Мы решили, что будем снимать эту сферу в высоком разрешении на фишай 16мм по схеме: 6 кадров по кругу и 3 кадра в зенит с использованием слим-ротатора. Это заметно осложнило работу, так как при съемке в низком разрешении (три кадра с использованием фишая 10мм) многие вопросы сильно бы упростились, а трудозатраты — значительно снизились.
Вначале мы планировали снимать и надир (вид вниз), но поворот камеры вниз за окном занимал слишком много времени, поэтому уже на месте от съемки надира отказались и ретушировали его при обработке, так как слим-ротатор позволял сделать это.
Использовалась камера Canon 1Ds MarkIII и объектив Contax Carl Zeiss 16mm Fisheye, адаптированный под Canon. Вначале пробовали снимать на старый добрый "пятачок" (Canon 5D MarkII), но оказалось, что диапазон брекетинга "пятачка" (+/— 2 ступени) недостаточен для съемки панорам в номере и на улице. А поскольку менять экспозицию каждого кадра вручную в висящей за окном на расстоянии полуметра от окна и 120 метров от земли камере очень неудобно, то пришлось заменить камеру. С учетом объектива и другого оборудования общая стоимость висящей за окном техники составляла около $15 000.
А если посчитать еще и Кока-колу, то $15 003. Но не понятно, стоит ли считать Кока-Колу, ведь она висела внутри номера :)
На всякий случай к камере была привязана веревка, которую другим концом прикрепили к ножке кресла. Мы рассудили, что даже если наша конструкция при падении потянет за собой кресло, то кресло все равно не пролезет в окно, так что мы были полностью застрахованы :)
Еще одна сложность заключалась в том, что все перечисленное нужно было делать быстро, потому что съемка проводилась в так называемое короткое "режимное время", когда вечернее освещение наиболее интересно и меняется очень быстро, а полный цикл съемки сферы с брекетингом и вращением камеры за окном занимал около 5 минут.
Перед вылетом в Нью-Йорк дома была проведена генеральная тренировка. Мы собрали испытательный стенд, имитирующий подоконник в отеле, и в тепличных условиях, бегая вдвоем вокруг камеры, установленной на выносной штанге, провели съемку коридора.
Сразу обнаружилось множество нюансов, например такой: если вначале собрать всю конструкцию и выдвинуть камеру за окно, то потом на штангу невозможно повесить пластиковый пакет с Кока-колой для противовеса, и это нужно делать заранее :)
Список операций по подготовке к съемке занимал целую страницу, как check list у пилотов Боингов перед взлетом.
Оставался еще не до конца решенным вопрос, как крепить сферическую головку с камерой к штанге за окном. Во время испытаний тяжелая конструкция прямо у меня в руках при наклоне неожиданно сломала дюралевый болт, соединяющий штангу с головкой. До этого болт служил верой и правдой несколько лет.
Пришлось срочно придумывать замену, и в итоге курьер повез улетающему Сергею Семенову новый адаптер для крепления головки к штанге. Встреча Сергея с курьером, передача и демонстрация нового оборудования состоялась в электричке, идущей от Павелецкой к аэропорту Домодедово прямо на ходу поезда :)
Одна из проблем была — как попасть в нужный номер отеля, выходящий окнами именно на Манхеттен.
Сам отель состоит из двух башен, но нам подходила для съемки только одна сторона Западной башни с "правильным" видом. Этот вопрос мы решили, наладив контакты с одним из консьержей, который бронировал нам нужный номер на нужном этаже. С его помощью, как можно увидеть здесь, мы перепробовали все окна отеля, в том числе и трехкомнатный угловой сьют :)
Сергей Семенов, на долю которого выпала участь снимать эту сложную 3D панораму Нью-Йорка панораму, ранее сферических панорам не снимал никогда и относился к ним весьма скептически. И хотя я с тяжелым сердцем смотрел, как он уезжает в Нью-Йорк, я все же надеялся, что все пройдет удачно: ведь Сергей — опытный фотограф.
Ну а теперь предоставим слово самому Сергею:
Начать, пожалуй, стоит с небольшого отступления.
В Нью-Йорке, как впрочем и в других городах Америки, открывающиеся окна в небоскрёбах — очень большая редкость, а так чтобы из окна был еще и замечательный вид — просто удача. Отель Миллениум был случайно найден еще в 2005 году через поиск в интернете по словам "красивый вид на Манхеттен". После этого мы останавливались в нем несколько раз.
Так случилось, что в прошлом году я там был один, и мне пришлось проводить всю съемку самостоятельно, без помощников. Это был январь 2010, практически мой день рождения (ночь 5-6 января). Когда я летел из Майами в Нью-Йорк, я знал, что там в это время совсем не жарко, но даже предположить не мог, насколько. Снимал я тогда с вечера до рассвета (делал много дублей с разным светом). Мой номер был на сороковом этаже.
Ледяной влажный ветер дул с залива прямо в окно, и семь градусов мороза превращались во все минус 20. Не помогали даже включенный на полную мощность обогреватель в номере, двое штанов, горнолыжный костюм и шарф. И за час съемки я промерзал до самых костей. К середине ночи я решил, что так долго не выдержу и решил делать перерывы, во время которых бегал в душ — греться.
После очередного такого прогрева в душе я вместо лыжного комбинезона надел свежекупленный в Boss костюм, зачесал трясущимися руками мокрые волосы, встал перед окном и всё-таки заставил себя сделать несколько "романтических" кадров. Единственное, что выдаёт сложные условия съемки — это трепещущий на ветру краешек пиджака.
В этом отеле room service ночью не работает, и поднос с завтраком, который виден на столике и используется в качестве реквизита, можно заказать в номер только с 6 утра. Так что после ночной съемки с открытым окном я еще поспал пару часов в "морозильной" комнате, потом заказал завтрак в номер и быстренько доснял несколько сюжетов, пока солнце не встало...
Вот такая история у этой сферы.
Полная версия этого описания с фотографиями находится в разделе Статьи.
03.03.2011