История Венеции насчитывает полтора тысячелетия, полные бурных событий. Войны и перемирия, крестовые походы и имперские притязания, расцвет торговли и банковского дела — Венеция долгое время была независимой, богатой и успешной.
Находясь в центре Европы, а, значит, в центре событий, Венеция пережила и расцвет, и упадок, и снова расцвет. В наши дни это — один из самых знаменитых городов мира: 15 миллионов туристов, приезжающих сюда ежегодно, не могут ошибаться.
Венецию называют «город на воде». Интересно, что в Западной есть несколько других городов, улицами в которых служат каналы. Так, бельгийский Гент лежит на 26 островках, соединенных 207 мостами. На 26 островах расположена столица Голландии. Но пальму первенства по этому критерию удерживает именно Венеция: трудно побить рекорд в 118 островов, 150 каналов и 400 мостов!
А в результате, транспорт в Венеции весьма своеобразен. Здесь нет дорог, автомобилей, такси, автобусов, трамваев и даже велосипедов. Здесь либо ходят пешком, либо используют водные виды транспорта: лодки, катера и гондолы. Причем последние — не столько средство передвижения, сколько романтический аттракцион для туристов, готовых заплатить 100 евро за полчаса водной прогулки.
Все в гондоле продумано и символично. Ее размеры и конструкция не меняются веками и закреплены законом: длина 11 метров, ширина 140 см и плоское дно, а форма асимметричная — левый борт на 24 см длиннее, чем правый. Это позволяет гондольеру управлять, стоя сбоку от линии, разделяющей гондолу вдоль и пополам. При полной нагрузке (до 1200 кг) гондола может идти со скоростью в три узла, то есть около 4 км/час.
В конце XV века в Венеции было от 15 до 29 тысяч гондольеров. Вместе со своими семьями они составляли по численности четверть населения города. Сейчас же в Венеции — 425 гондольеров, причем число это не меняется вне зависимости от выхода на пенсию или прибытия новых членов.
Конечно же, Венеция — это не только растущие из воды дома и гондольеры. Собор и площадь Святого Марка, дворец Дожей, мост Вздохов, Большой канал и множество других достопримечательностей Венеции являются ее достойным украшением.
«Великолепнее нелепости, как Венеция, нет. Построить город там, где город построить нельзя, — само по себе безумие; но построить так один из изящнейших, грандиознейших городов — гениальное безумие», — этими словами крайне точно охарактеризовал Венецию Александр Герцен.
И все же создание такого прекрасного города было настоящим вызовом природе. Непригодный для жизни участок... даже не земли — участок воды! — превратился в сказку: строители веками кропотливо отводили в стороны реки, укрепляли берега и вбивали в грунт миллионы свай, изготовленных из лиственницы водоустойчивого сорта.
Правда, спустя столетия стало ясно, что окончательно победить природу не удалось. Шаг за шагом Адриатика наступает и выигрывает: только в течение XX века Венеция «просела» на 23 сантиметра. Предположительно, уже к 2028 году город полностью скроется в пучине вод.
Так что у нас осталось не так уж много времени на то, чтобы полюбоваться и запомнить ускользающую красоту этой знаменитой достопримечательностью Италии...
Фото: Стас Седов и Дмитрий Моисеенко
03.08.2012