Почти сутки заняла дорога. Москва-Берлин-Рейкьявик... И вот небольшой винтовой самолет несет нас над морем на северо-запад. Звучит голос капитана: «Посмотрите, внизу земля, мы приближаемся к восточному побережью Гренландии». За иллюминатором проплывают горы, усыпанные снегом, и языки ледников с отколовшимися от них айсбергами. Мы в Арктике. Еще почти час полета над белым ледяным панцирем, и мы приземляемся в аэропорту Илулиссата. Прилетели. Самолет порядком опоздал из-за погоды. Уже вечер, мы отправляемся в гостиницу. Тем временем на город с океана наползает туман.
Первое ощущение от Гренландии — здесь очень тихо. Непривычно, даже ветра нет. Туман еще больше усиливает ощущение тишины. Самый громкие звуки — мои шаги да звук затвора камеры. Иногда слышны тихие разговоры: это в сотне метров кто-то прошел. Изредка проезжает машина. И снова — тишина, редкие вскрики птиц, и тихий шелест волн. Вот так нас встречает Гренландия...
Название городка Илулиссат с иннуитского переводится как «айсберги». И айсбергов тут действительно много. Сам город стоит на каменном плато, но в паре километров от него находится огромный ледник. Отламываясь от него, ледяные глыбы уплывают в море. Айсберги, да еще киты — вот две основные достопримечательности, приводящие в этот городок туристов со всего мира.
Отправились за китами и мы. Грузимся на катер. Капитан уверенно ведет его между кусков льда. Спустя некоторое время у горизонта показывается фонтан: ура, это кит! Да не один, а сразу два. Сбавив скорость, на малых оборотах подходим ближе и запускаем гексакоптер. Наш пилот Стас управляет коптером, стараясь снять китов с воздуха. Я пытаюсь направлять его, глядя в телеобъектив, как в бинокль. Преследовать китов в море нелегко, но мы настроены серьезно. Киты это понимают, и позируют: то помашут ластой, то хвостом. Что, прошло уже 4 часа? Да, время летит незаметно. Темнеет, и пора возвращаться.
Полярный день длинный, но все равно, самое лучшее время для съемки — это закаты и рассветы. В августе солнце встает в начале четвертого утра. Не так просто оказалось уговорить кого-то выйти в море затемно. «Так рано? Да вы ненормальные!» — обычный ответ. Однако спустя какое-то время мы нашли капитана, готового составить нам компанию в столь ранний час и взять нас на борт.
Его красный деревянный корабль на плаву уже больше полувека. В сумерках не спеша идем к айсбергам. В рубке тепло, пахнет топливом и кофе, а снаружи холодный ветер забирается за шиворот. Мимо плывут льдины. Вскоре из-за горизонта поднимается низкое красное солнце. Делаем первый вылет; коптер отправляется прямо к айсбергам, подойти к которым на корабле мы не можем из-за соображений безопасности. Айсберги звенят синевой, над ними алым расцвечивается низкое северное небо... Ничто не предвещало беды.
И вот на очередном вылете мы утопили коптер... Аппарат, сделав на прощание мертвую петлю, упал в океан. Глубина в этом месте — 200 метров. Обратно в порт шли молча. Чтобы нарушить тяжелую тишину, капитан рассказал историю.
Несколько лет назад этом же месте разбился вертолет с немецкой съемочной группой. Оператор случайно заблокировал ногой рычаг газа, и вертолет не смог выйти из пике, упал в воду и развалился на части. Летчика спасли, а вертолет утонул, и тело оператора найти не смогли. Капитан был свидетелем произошедшего. «Наверное,— сказал капитан, — ему понадобились ваши камеры».
Потеря коптера в самом начале экспедиции нас очень расстроила, однако нужно было продолжать работать. Дальнейшие планы предполагали полет на вертолете к леднику. Это заповедная территория, по суше пройти туда нельзя, единственный вариант — снимать с воздуха.
Едем знакомиться с пилотом. Обсудив с ним маршрут, вылет планируем ближе к вечеру, чтобы застать закатное солнце. И вот земля уходит вниз, летим к леднику. Первое впечатление несколько разочаровывает: внизу на многие километры тянется белая снежно-ледовая каша. Но мы направляемся дальше. Здесь ледник сползает к воде, от него отламываются многотонные куски льда, становящиеся потом айсбергами. Ледяной панцирь ощетинился, на сколах льда играют лучи света. Лед самых разных цветов: от изумрудно-зеленого до черного. Открыв дверь, снимаю эту красоту. Делаем несколько проходов вдоль стены, вдоль удивительных ледяных скал.
На следующий день у нас был запланирован еще один выход в море. К сожалению, корабль сломался. Но Стасу удалось найти лодку в порту. Настоящая рыбацкая лодка, пропахшая чешуей и моторным маслом, на большой скорости несет нас вперед. Накануне от ледника откололось много льда, и вся бухта заполнена айсбергами самого разного размера. Наш капитан полон азарта, отважно отправляет лодку в самую гущу. Лед скрипит, ухает, мы несемся дальше... Снимать панорамы в море довольно непросто, так как многочисленные течения крутят легкое суденышко во все стороны. Стараюсь снимать быстрее, ведь солнце уже почти село: полночь.
Исследовав ледник Илулиссата с воздуха и с воды, решаем на следующий день отправится к нему пешком сквозь заповедную тундру, охраняемую ЮНЕСКО. Идти нужно по специальным деревянным помостам. По дороге проходим «собачью деревню»: на окраине города стоят несколько десятков будок, в которых живут ездовые собаки. Летом для них работы нет, поэтому они отдыхают на солнце. Большую часть времени спят, но иногда собираются в «хор» и дружно воют. Например, звон церковного колокола пробуждает их вокальные таланты, и тогда над тундрой разносится вой сотни собачьих голосов. Через несколько километров перед нами открываются ледяные просторы. Здесь проходит граница ледника. Время от времени доносятся словно гулкие раскаты грома: где-то откололся айсберг. Спускаемся по гранитным скалам вниз к белым глыбам. Не могу отказать себе в удовольствии отломить кусочек древнего льда и попробовать его на вкус.
Удивительная природа Арктики, неспешная жизнь людей на краю океана, полуночное солнце и запахи тундры запомнятся мне надолго. Частичку этих впечатлений мы попытаемся передать вам в наших фотографиях.
А теперь расскажем несколько фактов о Гренландии.
Гренландия, с площадью 2 130 800 кв. километров — крупнейший на Земле остров. Его берега сильно изрезаны глубокими и длинными фьордами, доходящими до краев ледяного щита. Территория Гренландии начала оледеняться в антропогеновое время (геологический период, начавшийся 2,588 миллиона лет). Сейчас ледниками покрыто 1834 тыс. кв.километров острова, и именно в этом состоит неповторимость гренландского пейзажа.
Восточное побережье омывается холодным Восточно-Гренландским течением и почти на протяжении всего года блокировано плавучими льдами. Воды северного побережья не вскрываются ото льда круглогодично, а сравнительно тепло — только на юго-западном побережье благодаря теплому Западно-Гренландскому течению.
Илулиссат (Ilulissat) находится в западной части острова. Поскольку Гренландия является административной единицей Дании, у города есть и датское название: Якобсхавн (Jakobshavn).
Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть заполненный айсбергами фьорд Илулиссат. Он достигает в длину 40-километров, в ширину — 5, при толщине льда в нижней части около 150 метров. В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО он был внесен в 2004 году. Помимо живописных айсбергов, славу Илулиссата составляет его уроженец, знаменитый этнограф и исследователь Арктики Кнуд Расмуссен. В городе также есть уникальный Музей холода. В общем, достопримечательностей в Илулиссате хватает; познакомьтесь с этим удивительным уголком Гренландии и вы!
Фото и текст: Стас Седов, Сергей Шандин
24.10.2014