Эверест, Гималаи, Непал. Часть 1, январь 2012
От редактора
Каждый раз, когда Дима уезжает на съемки в горы, весь наш коллектив начинает с нетерпением ждать вестей с фронта. Да-да, именно вестей с фронта, так как Дима без приключений в горах не может. То камера откажет в самый неподходящий момент, то погода подведет, то вулкан, еще вчера поднимавший столб пепла на высоту 20 километров, вдруг потухнет... Сам же Дима относится к этому философски, считая, что всей жизнью человека заведует карма. Этакий закон причин и следствий. Чтобы поработать с этой не до конца понятной закономерностью, он отправился в йога-тур по Индии и Непалу. Конечно, когда Дима вдруг позвонил и сказал, что через несколько часов летит снимать Эверест, мы все пытались положительно повлиять на его карму. Каждый в силу своих сил и возможностей. Увы, наши возможности не безграничны. К концу дня раздался звонок, и Дима радостно сообщил, что был классный полет, много красивых гор. Он даже видел Эверест и попытался его снять, но.... пришлось повернуть назад из-за сильнейшего встречного ветра, остановившего вертолет всего за несколько километров до Эвереста. После этого одна за другой сломались 2 камеры из трех. Из состояния всеобщего уныния мы были выведены Иваном Росляковым, нашим коллегой. "Для тура нужна сфера с Эверестом?" — спросил он. «Не вопрос, полгода назад я был в экспедиции в Непале и пешком прошел тот же маршрут, что Дима пролетел на вертолете. Мне даже удалось подняться немного выше, чем Дима. И Эверест я снял». Идея совместить вертолетную и наземную съемку оказалась весьма неплохой. Но прежде чем предложить вашему вниманию виртуальный тур, хотим передать слово Дмитрию Моисеенко, чтобы послушать захватывающую историю его полета к Эвересту.
Путешествие к Эвересту
В столицу Непала, Катманду, я приехал из Индии уже в пятый раз. Устав от прогулок по городу, я решил выпить чаю с медом в одном из ресторанчиков на 4-м этаже домика, смотрящего прямо на ступу Будданатх — одну из самых почитаемых в городе.
Ступа Будданатх в Катманду
Я сидел у окна, и внезапно мое спокойствие и умиротворение нарушила пара вертолетов, прорезавших закатное небо... Мозг тут же включился: раз летают вертолеты — есть поле для деятельности! В тот же вечер я заскочил в турагенство, где заверили, что да, вертолеты имеются, правда над Катманду полеты запрещены, но есть масса альтернативных маршрутов: при их перечислении ухо выхватило единственное знакомое слово — Эверест!
Для справки: через вершину самой высокой горы мира (8 848 метров) проходит китайско-непальская граница. Или тибетско-непальская. Зависит от политических пристрастий читающего. Эверест является частью Гималаев — довольно тонкой полоски гор, разделяющих Индийскую тектоническую платформу и Азиатскую (Тибетское нагорье). Десять 8-тысячников из 14-ти сосредоточено именно в Гималаях, остальные — в соседнем Каракоруме.
Надо сказать, что Эверест я видел не раз. Первый раз запомнился видом из тибетского туалета: на возвышении, без двери, но со стенами по пояс, чтобы можно было видеть голову "сидящего"; а сам "сидящий" мог со своей позиции спокойно разглядывать Эверест... Второй — из самолета Катманду-Лхаса. Третий раз — опять же с Тибетской стороны, но поближе, от базового лагеря, который там располагается на высоте 5300 метров. Вспоминая эту снежную стену, на несколько километров вздымающуюся над совсем не низким Тибетом, я пытался представить, как же ОН должен выглядеть с непальской стороны...
Для справки: Известно два популярных маршрута к вершине Эвереста — с севера, со стороны Тибета, и с юго-запада из Непала. Последний немного проще, и в последние годы привлекает большее число альпинистов. Для туристов же целью является базовый лагерь — место, где размещаются все экспедиции, получая нужную акклиматизацию. В Тибете можно воспользоваться джипом и добраться до лагеря на высоту (5149) всего за пару дней. Со стороны же Непала туристам приходится добираться самостоятельно, не менее недели пешком, чтобы оказаться под стенами Эвереста. Однако, этот маршрут награждает незабываемыми видами гор и великолепной природой различных климатических зон.
Разослав запросы в три вертолетных компании, на следующий день я получил только один ответ: лететь к Эвересту можно!
Вертолет поднимается до 20 000 футов (примерно 6 300 метров), ветер приемлемый: 50 км/час, температура на максимальной высоте -35 градусов. Зима, однако ж, январь 2012...
Прикинув, что съемка ведется с открытой дверью, пришлось выйти на шоппинг. Комплект: двойная флиска North Face, пуховик North Face, перчатки K2, ботинки High Tech и непальская вязанная шапочка впридачу — после часа торговли в местной лавочке был приобретен всего за 94 доллара.
При открытых дверях температура -35 градусов
Утром, в офисе вертолетной компании, выяснились некоторые детали: метеостанция в районе базового лагеря есть, но с нее уже месяц не поступает информация. К лету обещают починить. Погоду узнают в ближайшем поселке по телефону. Или в Гугле. Сегодня пока ясно, ни тучки. Но вчера из-за сильного ветра все вылеты были запрещены.
Разложили на столе карту: ну, говорят непальцы, куда летим? Сорри, отвечаю, я тут первый раз, так что вы говорите, где у вас лучший вид на Эверест, и чтобы прямо к склону подлететь можно было. Э, отвечают, сложно будет, ибо перед горой еще пара семитысячников красуется, но Эверест, не боись, увидишь в лучшем виде. А теперь бегом, пока ветер не раздуло к обеду! Тут вступил пилот: я, говорит, с этим сумасшедшим один не полечу, он с открытой дверью хочет, а там как дунет, вертолет снесет, кислород выдует, я сознание потеряю, он выпадет... Короче, помощник нужен. И кислородные маски!
Кислородные баллоны для полета к Эвересту
Наконец аэропорт, утренняя дымка над долиной Катманду, взлет, пригороды, кирпичные заводы с дымящими трубами, поля, склоны... Поскольку большая часть Непала — холмистая местность, предгорья Гималаев, а пищу выращивать надо, за пару тысяч лет местные жители превратили все мало-мальски подходящие горы в "ступеньки", то есть террасы, протянувшиеся на все 200 километров от Катманду к Эвересту.
Через 40 минут остановка в поселке шерпов Лукла. Это — последний городок, имеющий аэродром перед базовым лагерем. Взлетная полоса одним концом упирается в горы, а с другой стороны оканчивается обрывом. Хорошо, что мы на вертолете. Сгружаем топливо, которым заправимся на обратную дорогу, перекур и вперед! Машина летит уже между горами, а не над... Пилот указывает пальцем — Эверест! Еще с первых раз посещения Тибета, я четко знаю, как отличить его от окружающих гор — над вершиной всегда смещенное слегка вбок как бы облачко, а на самом деле какой-то спец-погодный эффект, чтобы людишки не путали, кто тут главный. Эверест-то Эверест, но только вершинка его еле виднеется между другими пиками. Зато внизу монастырь, последний перед базовым лагерем, прямо на вершине перевала, окруженный пропастями. Вот она, первая точка! Снимаю, делаю дубль.. Проверяю — хм, фокус сбился... Ничего, повторю на обратном пути.
Летим дальше, высота больше 4-х километров, только тут начинаются снежные пустоши, замерзшие озерца... Неожиданно идем на посадку; я: зачем? Пилот: высадить двух человек, лететь высоко, мощности должен быть запас... Я: а как же без второго пилота? Пилот, без ответа, высаживает моего напарника и своего запасного, протягивает мне кислородную маску, показывает, как надеть.
Взлет, через 10 минут огибаем немаленькую горку. Пилот показывает вперед на ледник — весь в трещинах, сверкающий голубизной в разломах, достаточно свежий ледник, и говорит: базовый лагерь. Я указываю — лети туда! Мы быстро движемся к изгибу ледяной реки, стекающей с самой высокой горы, вот сейчас, еще немного, и Эверест покажется нам во всей красе... Вдруг.. Ощущение, как будто в машине резко нажали на тормоз... Мы встали и начали слегка отлетать назад. Я смотрю в недоумении на пилота, показываю пальцем — вперед, он почему-то испуганно машет головой. Ветер, говорит, туда не могу, там сильный ветер. Над головой ни облачка, яркое солнце отражается в ледяном озере, ничто не говорит о ветре, и только пилот быстро разворачивает машину, начиная набирать скорость в обратном направлении... Эй, ору я уже не в микрофон, а прямо в спину, нам еще отсняться надо... Нет, кричит уже мне пилот, я туда не полечу... Тут до меня стал доходить ужас ситуации: я в нескольких километрах от Эвереста, да, его склон скрыт от меня парой других 7-митысячников, но, тем не менее, вершину увидеть можно... Мы на высоте 6 000 метров, дышим кислородом, добирались сюда полтора часа, деньги немалые, и из-за паники «водилы» я вернусь ни с чем??? Таaaaк, считаю до 10-ти и начинаю втирать пилоту, ну какой он мастер, асс просто, я и не заметил никакого ветра, да он умеет хоть и в шторм летать спокойно, и винтокрылая птица ему послушна как никому... И если мы развернемся и слегка приподнимемся, то и не надо так далеко лететь, можно и поближе... Что-то щелкнуло в голове у пилота, ладно, говорит, поднимусь, подлечу, но разок, недалеко и невысоко...
Вид на Эверест
... Все-таки подозрительно потряхивало вертолет на этой высоте. ;) Только сознание, что мне не поздоровится, если я не привезу хороших фото Эвереста, заставляло меня снова и снова заводить упирающегося пилота на трек, с которого хоть как-то проглядывала Вершина главной горы мира... Он причитал, что ветер безумный, и пытался оттуда удрать, вверх лететь отказывался и жался к леднику. Наконец до меня дошло, что его предел смелости пройден, и больше Эвереста мне из него не выжать. Летим назад, командую я и слышу в наушниках продолжительный вздох расслабившегося пилота.
Две камеры незадолго до поломки
Быстро подхватили мерзнущих на высоте 4 200 метров товарищей, вот уже снова монастырь... Вспоминаю, что хотел повторить съемку. Торможу вертолет, пилот опять бурчит, на этот раз про топливо. Начинаю съемку, чувствую странное поведение камеры: не подает признаков жизни, вообще. Первым делом меняю батарейку... то же самое. Пилот бурчит в наушниках, я уже готов крикнуть ему, чтоб заткнулся, но напоминаю себе, что я все же в йога-туре, а гнев — это нехорошо. Достаю вторую камеру. На весу, перед открытой дверью меняю объектив, подключаю кабели и настраиваю параметры съемки на камере. Только начинаю снимать и опять чувствую, что-то не так, смотрю на камеру — и точно. Все настройки обнулились, а на экране горит «0 часов 0 минут, 01.01.2001 года Установите время для начала работы» ... Подозрительно... Выхватываю у товарища камеру, которой он снимал видео нашего полета, опять все меняю и перенастраиваю, пилот в бешенстве... Но на этот раз фотоаппарат отрабатывает нормально, и мы летим в Луклу за топливом. Короткая передышка. На обратном пути последней живой камерой снимаю террасы километровой высоты...
Террасы километровой высоты
По прилету проверяю свои фотоаппараты — первый просто умер, второй надо настраивать с нуля. Мистика. А вот третий выживший — не мой, перед полетом я его одолжил у преподавателя по йоге, в составе чьей группы я и путешествовал по Индии и Непалу. Вывод напрашивается сам собой: с собственной кармой надо еще поработать.
Фото и текст: Дмитрий Моисеенко и Иван Росляков
01.03.2012
Кроме текущего тура, вы можете также посмотреть виртуальный тур «Эверест, Гималаи, Непал. Часть 2, декабрь 2012» и почитать статью о его съемках.
Читать далее
ФотогалереяНаша планета в 360°
Исландия, Центральное нагорье, Лангисжор и Вейдивотн Свольвер, Лофотенские острова, Норвегия Пляжный отдых Пляж Порто Кацики, остров Лефкада, Греция Кроноцкое озеро. Крупнейшее озеро Камчатки Подводная жизнь, Марса Алам, Египет Сан-Франциско, США Монблан, Италия-Франция. Часть 2Показать еще