Ай-Петри — это и вершина, и огромный горный массив площадью более 300 квадратных километров, простирающийся с востока на запад на 25 километров. Его название состоит из искаженных греческих слов «агиос» (святой) и «Петр» — от имени святого Петра, в честь которого здесь воздвигнут храм.
Высочайшая точка плато, Перепелиная гора (Бедене-Кыр), лежит на высоте 1334 метров. К зубцам Ай-Петри ведет подвесная трехкилометровая канатная дорога из Мисхора; подъем займет около 20 минут. Интересно, что эта канатка имеет самый длинный в Европе участок без опор (от средней точки до вершины — порядка 2 км).
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то вершина Ай-Петри скрывалась под водой. Дело в том, что около 200 миллионов лет назад территорию современного Крыма покрывали воды древнего океана. А Ай-Петри, соответственно — не гора в прямом смысле, а ископаемый коралловый риф. На ее поверхности до сих пор можно рассмотреть интересные окаменелости в виде трубочек и веточек.
После «кораллового периода» за дело взялись ветра другие геологические процессы, сформировавшие в финале те очертания Ай-Петри, которые мы и видим сегодня. Так же в этом горном массиве появился и так называемый Большой каньон Крыма, достигающий в глубину 320 метров. По его дну протекает река, образуя на своем пути углубления, похожие на котлы или ванны. Одно из таких углублений носит название «Ванна молодости». Температура воды в ней зимой и летом почти одинаковая, +11° +14° C. Легенда гласит, что все желающие могут здесь не только помолодеть, но и исцелиться от недугов.
Ай-Петри — самое туманное место не только в Крыму, но и на всей Украине: в среднем, более 200 дней в году здешние горы окутаны туманом. Кроме того, Ай-Петри — самая ветреная точка страны; когда-то здесь даже действовала ветроэлектростанция. А еще на Перепелиной горе в советские времена был сооружен комплекс радарных станций слежения за воздушным и космическим пространством, и из-за постоянного ветра его служащим год засчитывался за два...
Несмотря на то, что величественные горы и живописные окрестные пейзажи Ай-Петри сами по себе вызывают восхищение — человеку этого показалось мало, и он украсил эти места рукотворными «достопримечательностями». Так, красный флаг, который мы можем видеть на данной панораме, обозначает вход в одну из пещер, куда разрешено спускаться туристам. Она состоит из трех вертикальных колодцев и потому называется Трехглазкой. Пещера интересна тем, что температура в ней круглый год, как в холодильнике, — не более +10 С, а на самом дне возвышается большой конусообразный сугроб из оледеневшего снега. Говорят, что граф Воронцов использовал пещерный лед для охлаждения вин, напитков и продуктов. Его пилили и, сложив куски в огромные бадьи, укутанные, чтобы удержать холод, доставляли на волах по крутым горным дорогам вниз.
Всего же на территории этого уникального природного комплекса насчитывается около 300 естественных шахт, пещер, провалов и воронок. Двенадцать из них объявлены памятниками природы местного значения.
Еще одна достопримечательность, которую сложно не заметить — это деревянный крест, водруженный на одном из зубцов. Его установили специально для съемок фильма «В поисках капитана Гранта» (1985 год). Ай-Петри в этой картине «играла роль» Патагонии.
Ну и, наконец, Ай-Петри считается лучшим местом в Крыму для того, чтобы любоваться восходом солнца...
А теперь передадим слово пилоту Стасу Седову.
Я давно мечтал попробовать снять что-нибудь с воздуха в горах. В прошлом году мне удалось полетать на планере в уникальном месте под Коктебелем (https://rccam.livejournal.com/28021.html). После полета у меня появилась идея: в следующий приезд в Крым обязательно поснимать с модели вертолета Крымские горы.
И вот, одной июньской ночью, я гоню из Алушты по серпантину в сторону Ялты, чтобы забраться по еще более сумасшедшему серпантину на плато Ай-Петри. Спешу, чтобы успеть к рассвету. У меня почему-то совершенно вылетело из головы, что Ай-Петри — это заповедник. И на машине там особо никуда не подъедешь, ее приходится бросать в районе подъемника.
В итоге, взвалив все свое летное барахло на спину, практически бегом ползу по склону горы в сторону самой часто посещаемой смотровой площадки. Дополз примерно за полчаса, успел как раз к рассвету.
Начинаю раскладывать оборудование и готовить старт и понимаю, что чего-то не хватает. Опа! Солнцезащитные очки остались в машине. А солнышко вставало как раз по вектору предстоящих вылетов. Что делать? Была мысль запрятать оборудование в скалах и сбегать обратно к машине. Эту мысль я быстро отогнал, тем более, что еще один утренний кросс по горам совершенно не входил в мои планы. Решил летать без очков, прикрывая глаза рукой.
И вот представьте себе картину: на краю скалы стоит на трясущихся ногах человек, жутко боящийся высоты. В дрожащих руках у него какая-то железяка, при этом человек почти ничего не видит своими зажмуренными от солнца глазами. От страха адреналина в теле столько, что пар из ушей валит. Первый вылет за день — он всегда самый страшный. Нужно переломить себя, заставить отпустить аппарат в воздух. Мне удалось это сделать.
Потом был еще полет и еще, борьба с турбулентностью, понимание, как правильно летать в этом месте, и опьяняющая радость по дороге в отель от того, что получилось. Но это уже другая история...
Пилотирование и фото: Стас Седов
29.08.2011