Максимальное число приверженцев индуизма живет, как нетрудно догадаться, в Индии. Поэтому не удивительно, что и самый большой индуистский храм в мире находится в этой стране — в ее столице.
Однако говоря о достопримечательностях Дели, обычно вспоминают другие памятники, такие как Красный Форт, минарет Кутуб Минар или Ворота Индии на проспекте Государства. Как же так получилось, что сколь гигантский, столь и красивый храм не достаточно известен? Ответ прост: храмовый комплекс Сваминараян Акшардхам (в переводе — «обитель Бога»), по сути — «новодел».
Открытие храма состоялось лишь в 2005 году. Его строительство велось в течение 5 лет с участием семи тысяч мастеров и трех тысяч строителей со всей Индии. В результате получилось здание высотой 42 метра, шириной 94 метра и длиной 106 метров. Он украшен 234 колоннами, 9 сияющими на солнце куполами, 20 четырехгранными башнями и более чем 20 тысячами фигур с сюжетами из индийской мифологии. Только фигур слонов здесь — 148!
Вся отделка велась вручную. Наружная часть храма построена из розового камня, а внутренняя — из белого мрамора. Розовый цвет символизирует в Индии любовь к Богу, а белый — абсолютную чистоту и мир.
Благодаря своим размерам Акшардхам включен в Книгу Рекордов Гиннеса. В состав комплекса, занимающего 12 гектаров, входит не только сам храм, но и несколько парков, музей, большой культурный центр, где можно познакомиться с национальными особенностями и традициями Индии, водные каналы, по которым можно плавать на лодках, а также множество кафе и сувенирных магазинов.
Каждый вечер на территории Акшардхама проходит лазерное шоу с танцующими фонтанами, построенными в форме лотоса и расположенными внутри огромной чаши. Внутренняя поверхность этой чаши служит одновременно ступенями и посадочными местами для многих тысяч зрителей.
На создание всего этого великолепия ушло 500 миллионов долларов США, собранных за счет добровольных пожертвований. Для того, чтобы наполнить искусственные озера и каналы вокруг храма, сюда привезли воду из 151 водоема со всех концов Индии. Для страны, в которой чистая вода практически на вес золота это — не менее щедрое пожертвование.
Прежде чем предложить вашему вниманию виртуальный тур, хотим передать слово Стасу Седову, чтобы послушать его впечатления о съемке Акшардхама.
В заключительные дни путешествия по Индии у нас были запланированы съемки в столице страны: Красный форт, Кутуб Минар и прочие знаменитые достопримечательности Дели. Снимать Акшардхам в наши планы не входило. Было известно, что на территорию храма нельзя пронести даже мобильный телефон, чего уж тут говорить о нашей технике. Но, окрыленные успехом в Тадж-Махале, мы решили попробовать получить разрешение на съемку Акшардхама.
Заходя на территорию храма, мы несли с собой всего пару листов бумаги — разрешения на съемки в Дели и в Тадж-Махале. На что мы надеялись — не знаю. Просто решили с Димой еще раз испытать нашу удачу, ну а если ничего не выйдет — просто познакомиться с одним из новых чудес света.
Через некоторое время, мы уже разговаривали с представителем администрации. Я уже почти не помню подробностей той беседы, что мы говорили и как. Но мы смогли его заинтересовать нашим проектом. Он не ответил нам ни да, ни нет. Попросил время на выяснение возможности воздушной съемки и предложил нам любезного гида, который провел получасовую экскурсию по музеям и территории храма.
Если честно, прежде я вообще не знал о существовании Акшардхама. Для меня это был всего лишь еще один храм в Индии. До того момента, пока я не вошел на его территорию...
Обычно в конце поездки, когда почти каждый день видишь чудеса природы и рук человеческих, глаз немного "замыливается". Устаешь удивляться. Но тут! Сказать, удивлен — неверно! Я был просто сражен наповал грандиозностью замысла и красотой его воплощения в камне. Очень сложно описать гамму чувств, которые испытываешь, гуляя по территории Акшардхама. Было ощущение гармонии, спокойствия, силы духа. У меня не было ничего подобного со времен посещения монастырей "Метеоры" в Греции.
Наш экскурсовод рассказал, что храм построен без использования металлических предметов. Без цемента. Бетон использовали только при заливке фундамента. Все остальное — каменное. Мрамор и гранит для строительства везли со всего мира, затем обрабатывали по специальным схемам и соединяли друг с другом посредством пазов. Все колонные храма — наборные, причем каменные детали после соединения поворачивали на 90 градусов. Сделано это для сейсмоустойчивости строений, ведь в Индии бывают землетрясения. Представьте, какая должна быть точность обработки камня, чтобы собрать воедино весь этот "паззл"!
Помимо самой конструкции строений, поражает отделка стен. Всюду фигуры, вырезанные из камня! Масштабы очень разные, от натуральной величины, до размеров ладони, но даже у самых мелких фигурок просто потрясающая детализация.
Время экскурсии пролетело незаметно. Я шел к выходу, но внутри уже зрела уверенность, что мы сюда еще вернемся.
Из администрации нам позвонили вечером следующего дня. Мы получили разрешение на съемки в Акшардхаме. Первую серию вылетов решили сделать рано утром, до открытия храма для посетителей. Голуби, летающие в небе, быстро приняли наш вертолет в свою стаю.
Для нас это была самая комфортная съемка в Индии. И по атмосфере, царящей вокруг, и по организации процесса. И все, действительно, прошло очень хорошо. Во время ночной съемки в храме было большое количество посетителей, и охрана организовала нам площадку в центре аллеи. Специально для нашей съемки освещение храма было включено на 15 минут раньше обычного. В таких условиях мы просто не могли сделать свою работу плохо.
Уже уходя с территории Акшардхама, я понял, что сделал самую важную свою съемку в Индии. Не Тадж-Махал покорил мою душу в этой необыкновенной и удивительной стране, но Акшардхам! Я очень надеюсь, что когда-нибудь еще вернусь в этот храм...
Фото: Стас Седов и Дмитрий Моисеенко
14.08.2012
Читать далее